Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Внутри Системы


14.03.2019

01 – пожарные, 02 – милиция, 03 – скорая помощь. Намертво заучив эти истины, мы росли под американские сериалы про «911» и верили, что там, у них, все именно так: в сложной ситуации подоспеет дядя-спасатель и выручит. Потом экстренные номера в России заменил единый телефон спасения 01, а затем в каменске заработал телефон 112, и сейчас эти цифры знает любой школьник.

Посторонним вход воспрещен

Техники в зале единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) больше, чем людей. За мониторами компьютеров – операторы в наушниках, а кругом – столы с переговорной и прочей аппаратурой (открою секрет: одна из коробочек запускает сирены гражданской обороны). Залов, кстати, два. В одном располагаются диспетчеры Системы-112. По соседству, за стеклянной перегородкой работают оперативные дежурные (это уже продвинутый уровень, о них расскажем чуть позже).

Принимая звонок, оператор Системы-112 заполняет карточку на компьютере: пишет, что произошло, и нажатием мышки отмечает экстренную службу, в которую уйдет вопрос. Информация из карточки моментально оказывается в отмеченном ведомстве, а когда нужно – сразу в нескольких службах (в каж дой из них стоит та же аппаратура, что и в ЕДДС).

В среднем служба принимает 150 вызовов в сутки. Разговоры записываются – аудиофайлы может прослушать ведущий оператор или вышестоящее руководство. В разы увеличить число звонков под силу детям. Корреспондент стала свидетелем: чуть зашел разговор о детских проделках, как они тут же дали о себе знать.

– Де-ти! – несколько раз повторила диспетчер. – Где братик? Дай ему трубочку.

В этот раз ребята быстро положили трубку. оператор сделала отметку в карточке: «Детская шалость». Звонили, как частенько бывает, с телефона без сим-карты. Похоже, родители пожертвовали рабочий мобильник на игрушки. А между тем дозвониться на телефон 112 можно без симки, при заблокированной клавиатуре и, что называется, методом тыка (разрешается даже напутать цифры). Так устроено специально. Пока человек, оказавшись в волнительной ситуации, будет судорожно рыться в телефоне, аппарат сообразит и отправит звонок в ЕДДС.

Порой малышня подолгу занимает линию, названивая по многу раз подряд. А поскольку сим-карту из аппарата вынули, вычислить владельца крайне сложно. Выход – не давать детям работающие телефоны либо вместе с сим-картой убирать аккумулятор.

Звонки - на сортировку

Спектр жизненных ситуаций бесконечно широк, а набор экстренных служб четко ограничен. К их числу относятся противопожарная и аварийная газовая службы, полиция, скорая медицинская помощь, служба «Антитеррор» (находится в ведении ФСБ) и служба реагирования при ЧС. Это те подразделения, у которых есть средства и полномочия для того, чтобы сорваться с места и с мигалками помчаться предотвращать беду. и диспетчеры Системы-112 раскидывают звонки по разным корзинкам. А нестандартные случаи отдают на откуп оперативным дежурным.

Но сначала поступающую информацию просеивают через сито. Лишнее просто отбрасывают. Ну, например, в мороз человек не может завести машину. Звонит в «112». Тут выясняется, что автомобиль находится на стоянке, а не где-нибудь в чистом поле, и водителю ничто не угрожает. В новогодние каникулы диспетчерам нередко жаловались на потерянные ключи от квартиры. Неудобная ситуация, что и говорить, однако взрослому человеку под силу решить ее (о том, как действовать в подобных случаях, «кР» писал в номере за 13.09.2018). Другое дело, если бы в западне оказался ребенок, или же в квартире закрылся престарелый человек. При возникновении такой проблемы ЕДДС подключает спасателей.

Спокойствие - прежде всего

Самое интересное начинается, когда запрос не попадает ни под одно из ведомств. Тут в работу включаются специально обученные люди за перегородкой – оперативные дежурные ЕДДС.

– Частая история – коммунальные аварии: затопили соседи, пропало отопление в квартире. В суматохе человек может не сообразить, куда звонить. Наши сотрудники подсказывают заглянуть в квитанцию или сообщают абоненту контакты аварийной службы, – говорит Тимур Багаутдинов, ведущий оперативный дежурный.

Как-то за помощью обратилась женщина: гуляла с ребенком и потерялась в городских лесах. К слову, плутать лучше поближе к вышкам сотовой связи, замечает ведущий оперативный дежурный ЕДДС Андрей кочуев. За городом их меньше, и при определении местонахождения абонента будут большие погрешности (помните двух туристок, заблудившихся в январе на Главном Уральском хребте?).

Открытые люки. Сообщать о них – святое дело, причем полезно будет как можно точнее назвать координаты колодца и хотя бы примерное его назначение: канализация, теплоснабжение. Отдельная (и довольно распространенная) тема – неудачливые животные: застрявшие на деревьях коты, провалившиеся в колодец собаки. Здесь придется уточнить особо: нигде за стенкой у дежурных ЕДДС не прячется отряд спасателей. Нет ни гаража с автомобилями, ни альпинистского снаряжения – ничего. Нередко единую дежурно-диспетчерскую службу ошибочно путают с МЧС. Сделал свое дело и сериал про «911», где показана идеальная картинка.

Приходится признать: такой службы, которая бы вызволяла животных из опасности, у нас просто нет. Фирмы вроде «Зооспаса» в Екатеринбурге, если и помогают бесплатно, то только в качестве рекламы, а в остальное время работают за деньги, говорит Андрей Кочуев. Не входит эта работа и в обязанности поисково-спасательного отряда: если по доброте душевной он выедет на подобный вызов, то может быть наказан за нецелевое использование средств. А что, если в тот же момент помощь понадобится кому-то из людей? Поэтому, когда нет возможности привлечь помощников, дежурные просто успокаивают. В конце концов, часто ли вы видели под деревьями мертвых кошек?

Соискатели на должность оперативного дежурного проходят серьезное психологическое тестирование: проверка длится четыре часа.

Абонент может быть расстроен или разозлен, а дежурный обязан сохранять железное спокойствие. И общение порой требуется более тонкое. Позвонить может человек с суицидальными наклонностями. Такие вызовы переводят в центр обработки вызовов Системы-112 в Екатеринбурге: там есть штатный психолог. В областной службе на смене также всегда присутствуют сотрудники со знанием основных иностранных языков.

Услышали сирену - включите радио

– С декабря 2017 года Система-112 находится в режиме опытной эксплуатации. Раньше не было и этого. У муниципалитетов не имелось инструментов действия при ЧС. Свои дежурно-диспетчерские службы работали на заводах, в Екатеринбурге действовал и действует центр управления кризисными ситуациями (ЦУКС), а на муниципальном уровне – ничего. И это стопорило систему. Терялось драгоценное время на получение указаний из региона, – рассказывает Тимур Багаутдинов (на фото). – Встал вопрос о том, кто при возникновении чрезвычайной ситуации будет координировать силы и средства на первоначальном этапе. Эту функцию и взяла на себя ЕДДС – в составе управления по делам ГО и ЧС по Каменску-Уральскому.

Помимо приема звонков от населения, ЕДДС ведет ежедневный мониторинг ситуации в городе. Здесь-то и пригождаются всевозможные средства связи (телефоны, портативные радиостанции) и интернет-сервисы. Один из телефонов напрямую связан со станцией Каменск-Уральский: стоит снять трубку, и у дежурного тотчас раздается сигнал. На соседнем столе находится оборудование для запуска сирен. Его исправность проверяют ежедневно (без включения звукового сигнала).

– Люди перестали реагировать на сирены, и это плохо, – говорит Тимур Багаутдинов. – Звук сирены – это сигнал: «Внимание всем!» Услышав его, человеку следует включить одну из семи FM-радиостанций или один из трех городских ТВ-каналов и послушать, что говорят, какие указания там дают.

По камерам видеонаблюдения служба отслеживает ситуацию на Байновском мосту и на площади Ленинского Комсомола. Также ЕДДС теперь наблюдает за коллективными автобусными перевозками детей за пределы города, на конкурсы и соревнования. Это делается с помощью системы РНИС ТК (региональной навигационной системы транспортного комплекса Свердловской области). По данным датчиков ГЛОНАСС видно, где находится машина, и с какой скоростью она движется.

Автор: Марина КОКОРИНА

Фото

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39