Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Не болтайте лишнего


21.05.2020

Регулярно в СМИ, в том числе в «Каменском рабочем», публикуются материалы, в которых мы рассказываем о людях, пострадавших от действий мошенников. И все равно горожане попадают на одни и те же уловки.

Надо сказать, что сейчас многие мошеннические схемы реализуются удаленно, без визита к «клиенту»: по телефону, через интернет. Так, по информации пресс-службы МО МВД «Каменск-Уральский», за четыре месяца 2020 года (итоги мая пока не подведены) возбуждено 209 уголовных дел. Общая сумма, которой лишились горожане и жители района, приближается к 20 млн рублей.

«КР» совместно с полицейскими решил напомнить о наиболее распространенных схемах обмана, как не стать жертвой и куда обращаться в случае чего…

Мы из банка

В этом случае мошенники пытаются всеми способами вытянуть из человека данные его банковской карты: номер, ФИО владельца, срок действия, ПИН-код и CVV-код (три цифры с обратной стороны карты), коды из СМС-сообщений. Полученные данные используют для подделки карт, оплаты покупок в интернете, денежных переводов и снятия наличности.

Как действуют злоумышленники:

- рассылают электронные письма, СМС-сообщения или сообщения в мессенджерах от имени банков или платежных систем;

- звонят, представляясь специалистами кредитных организаций.

Предлоги самые разные:

- у вас долги, нужно погасить;

- со счета вашей карты неизвестные пытаются снять деньги/оплатить покупку;

- предлагаем вернуть проценты, выплатить компенсацию, перевести субсидию.

Помните!

Сотрудники банков, платежных систем никогда не присылают писем и сообщений, не звонят с просьбами предоставить личные данные.

Все, что они могут запросить у вас, – это назвать контрольное/кодовое слово и ФИО.

Никто, в том числе представители органов государственной власти, не вправе требовать у владельца карты сообщить ПИН-код или CVV-код.

Если вы не уверены, обманывают вас или нет, не торопитесь, а позвоните в банк: телефон горячей линии указан на карте. Звоните только по этому номеру.

Если деньги все же списали:

- незамедлительно обратитесь в банк с требованием о блокировки карты и счета: это поможет избежать дальнейших списаний;

- звоните в полицию по телефону 02 (с городского), 102 (с сотового) или сразу идите в ближайшую дежурную часть писать заявление. В нем нужно подробно указать все обстоятельства произошедшего, с указанием средств, приемов и способов, электронных ресурсов и мессенджеров, которыми пользовались злоумышленники.

Скупой платит дважды

Еще одна распространенная схема – создание фиктивных интернет-магазинов с популярным товаром по ценам ниже рыночных. Также мошенники иногда копируют внешний вид торговых площадок, а в адресе (доменном имени) заменяют одну букву. Получается созвучно, люди не обращают внимания на ошибку и переводят деньги за товары, которые никогда не получат.

Как действуют злоумышленники:

- создают сайт интернет-магазина, запускают массированную рекламную кампанию для привлечения клиентов;

- оплачивают услуги профессиональных комментаторов, оставляющих положительные отзывы о товаре, работе магазина;

- требуют стопроцентную предоплату за товар, при этом доставку осуществляют только курьерской службой, без возможности самовывоза со склада, офиса известной службы доставки;

- после оплаты перестают выходить на связь, впоследствии удаляют сайт.

Из личного опыта. Некоторые мошенники, чтобы не вызывать подозрений, предлагают оплатить товар на почте наложенным платежом при получении товара. Вам приходит посылка, при этом описания содержимого и объявленной стоимости на ней нет. Просто коробка с чем-то внутри. Вы, видя посылку, производите оплату оператору почты. После открываете коробку, а там, к примеру, вместо мобильного телефона, лежит дешевенькая запасная батарея к нему или вообще мусор. Как повезет. При этом по весу и объему посылка совпадает с заказанным вами товаром.

Характерные признаки:

- неоправданно низкая цена на товар;

- только электронная почта или мессенджеры для связи с продавцом;

- обязательная предоплата;

- отсутствие физического адреса магазина/склада или его несоответствие данным на карте. Не указан номер стационарного телефона;

- сомнительный адрес сайта;

- магазин появился на рынке относительно недавно, но имеет огромное число только положительных отзывов (как правило, схожих);

- менеджеры магазина проявляют чрезмерную настойчивость, просят провести предоплату, навязывают акционный товар;

- нет выбора способа доставки: только по почте или курьером и исключительно по предоплате.

Что делать, если вы попались

Мошенничество – уголовное преступление. Поэтому для наказания аферистов нужно обратиться с заявлением в отделение полиции по месту вашего жительства.

Документ должен содержать данные потерпевшего, сведения о магазине-мошеннике, детали произошедшего и просьбу возбудить дело по факту случившегося.

К заявлению необходимо приложить доказательство совершения оплаты. Это может быть платежка с синей печатью банка, выписка с карточного счета, квитанция, предоставленная системой электронных платежей. По результату рассмотрения заявления сотрудники правоохранительных органов должны перенаправить обращение в специальное ведомство – отдел «К», который занимается расследованием правонарушений в интернете.

Автор: Виталий АНТОНОВ

Фото Александра НЕКРАСОВА

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39