Личное дело



«Лучше быть тем, кто ты есть»


Епископ МЕФОДИЙ (Кондратьев) уже не первый год возглавляет Каменскую епархию. В ноябре 2017 года владыке исполнилось 60 лет. Накануне круглой даты журналисту «Каменского рабочего» удалось встретиться с правящим архиереем.
Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Антон ЯДРЕННИКОВ. Фото автора

Есть такая пословица: «Где родился, там и пригодился». Но в моем случае она звучит так: «Куда направили, там и служишь». В нашей стране много епархий, и все они отличаются друг от друга. Есть совсем маленькие и относительно не богатые, а есть и обширные, где как главы епархии, так и простые священники перегружены работой. В этом плане Каменская епархия – золотая середина. Она не очень большая, но и не маленькая; не слишком материально богатая, но и не бедная. Она очень удачна как с точки зрения масштабности, так и в отношении духовенства. Она может развиваться всесторонне, не налагая при этом чрезмерных тягот на архиерея.

В Евангелии от Иоанна есть такой фрагмент - Христос на Тайной вечере обращается к своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас». Это касается не только апостолов, но и всех служителей Церкви. Не ты уловил Бога, а Он тебя. И раз Он призывает, то человеку важно откликнуться на это как можно быстрее.

Много званых, но мало идущих. Бог взыскал меня, а я воспользовался этим счастливым шансом. Ведь нет ничего благоразумнее в жизни, чем наняться на службу Царю царствующих и Господу господствующих, вечному Богу. Я думаю, что нет ни одной мирской профессии, которая могла бы встать рядом со священством.

Если быть откровенным, то с получением архиерейского статуса несколько месяцев в голове зачастую возникает вопрос: «Как я должен это сделать?» Ты думаешь, как это будет выглядеть со стороны, насколько твое действие будет соответствовать архиерейскому сану. Первое время стараешься дорасти до архиерейского сана, которым уже облечен, но при отсутствии опыта нет уверенности в том, как именно ты должен себя представлять в конкретной ситуации. Спустя какое-то время удается уже без особых усилий быть самим собой и быть архиереем. Наиболее неуязвимым ты являешься только тогда, когда возвращаешься к самому себе. Ты неплохо знаешь себя, ты именно тот, кто ты есть, нет никакой нужды что-то из себя изображать.

Думать о том, какой я значимый в пределах Каменской епархии, и бесполезно, и глупо. Обычно такие мысли возникают у человека, который разглядывает себя со стороны. Но я в своей жизни не сделал еще ни одного селфи. Самолюбование меня терзает. Да, внешне я убеленный сединами пожилой человек, но таковым себя не чувствую, и о своей значимости никогда не задумываюсь.

Что действительно важно для архиерея, так это видеть и решать реально существующие проблемы. Решение самой сложной проблемы, совершение любого грандиозного дела распадается на череду мелких последовательных шагов, именно на них направлено внимание. Нет нужды думать о величии своего служения. Да, правда, статус архиерея  открывает доступ к тем людям, к которым не может обратиться обычный священник. Это позволяет решать возникающие проблмы быстрее и на другом уровне. С другой стороны, должность руководителя епархии требует определенного как политического, так и человеческого такта. Надо понимать, во что может вылиться одно неаккуратно сказанное слово.

По слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы должны прилепляться к святым, живущим ныне. Милостью Божьей я общался с очень сильными духовниками. У меня была также возможность учиться у выдающихся архиереев. Сегодня смотрю, как на наставников на епископа Пантелеимона, и на митрополита Кирилла. Для меня важна доверительная близость к тем, кто умеет заботиться о спасении своем и ближних.

В моем помяннике (записная книжка – ред.) записаны все люди, которые помогли моему духовному становлению. Им я благодарен за то, что они формировали мое мировоззрение, поделились своим опытом, потому оказали влияние на всю мою жизнь. В какой-то период мне были близки одни учителя, потом – другие. Среди них святые, что подвизались в прошлые века. Живая нить духовного предания не прерывается. Вначале я опытом изучал труды Игнатия Брянчанинова, затем в больше внимания уделял писаниям Феофана Затворника и Никодима Святогорца. Кроме них, мое мировоззрение формировали церковные историки, богословы, духовные писатели. Я им благодарен и неизменно поминаю их.

Я пришёл в Церковь в советское время и довольно молодым человеком. Массовое обращение к Церкви началось в начале 1990-х, когда появилась возможность свободно посещать храмы. Тогда многие не только крестились, но и становились монахами. Сейчас мало молодых приходит с мыслью служить Богу. Не хватает жертвенности, воцарилось какое-то потребительское отношение к жизни. Как ни парадоксально, но молодые люди, воспитанные в советское время, оказались более способными к жертве и к самоотвержению, чем их сегодняшние сверстники.

Некоторые радуются, что в храмах появилось много молодёжи, а я думаю, что это не так. Мы только-только начинаем системную работу по привлечению молодых людей в церковь, и я не могу сказать, что она очень успешна: нет необходимой активности у духовенства, не хватает творческого подхода. Найти доступ, увлечь – вот что сложно.  Значительная часть работы достается и мне и седому духовенству, но по для привлечения молодежи нужны именно молодые талантливые священники. И в этом еще одна проблема. Их очень мало. К тому же, как ни горестно признавать, дети священников по большей части не выбирают для себя служение в Церкви. Мы надеялись, что воцерковленные дети, которые будут возрастать при храмах, пропитанные церковностью, будут готовы стать священнослужителями. Но есть лишь отдельные случаи такого выбора. Как и прежде, дела много, а делателей мало …

Люди, приходящие в церковь, зачастую теряют творческую активность. Они не уверенны в своих знаниях церковных правил, заповедей, традиций, а потому, когда приходят в храм, чувствуют себя скованно, боятся проявить инициативу. При этом, не понимая главного, зачастую начинают с чрезмерной ревностью держаться за мелочи и внешнюю обрядность. Безусловно, не следует гасить духовную ревность, даже если она не вполне разумна, но это не должно простираться до поощрения религиозного фанатизма. Надо чтобы прихожане могли заразить своей духовностью ревностью других, показывая, что их собственная жизнь стала интереснее и богаче.

Я нередко бываю на каких-то неофициальных мероприятиях, где духовенство и прихожане общаются между собой. Вроде рождественских вечеров или других отдельных встреч. Кажется, все хорошо, но в прихожанах чувствуются напряженность, когда рядом с ними архиерей. Он еще в большей степени, чем любое светское начальство, сковывает присутствующих, поскольку облечен властью и полномочиями от самого Бога. Вести себя так, будто не существует этого особого статуса, будто я не епископ, бессмысленно, потому что епископский сан на меня возложен. Это реальность, и надо принимать ее такой, какая она есть. Всегда во всяком месте лучше всего быть тем, кем ты на самом деле являешься.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39