Личное дело



О чём мечтает скульптор


С недавнего времени каменские малые архитектурные формы многим не дают покоя. Ответственные лица ломают голову, как развивать Каменск, где какую скульптуру отреставрировать, а где и новую поставить. «Эксперты» в социальных сетях без устали критикуют новые решения по благоустройству. Хулиганы жаждут славы, чтобы в очередной раз журналисты написали, что Лося превратили в зебру, Олененку сломали рога, а медведица с Умкой измазаны кровавой краской. Даже наш редакционный Чалдон в какой-то момент не выдержал «дружественных» рукопожатий прохожих и едва не остался без руки. А обычные горожане… они – малые и большие – с удовольствием фотографируются с вновь установленными или отреставрированными фигурами. Вот и недавно, когда мы спросили художника Ральфа ОРЛОВА о его новой скульптуре, собачке в Тимирязевском сквере, Ральф Павлович рассказал, что местная детвора металлического Шарика полюбила.
Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Диана АХМЕДУЛОВА. Фото автора и Александра НЕКРАСОВА

Когда мы встретились для разговора, скульптор работал возле своего дома. На столе – деревянное панно, на асфальте – чугунный барельеф. Возле моих ног вертится маленький симпатичный песик – живая копия тимирязевской собачки. С Ральфом Орловым мы поговорили о том, как идет в городе работа по благоустройству, что уже сделано и что хотелось бы увидеть в недалеком будущем. 

Прототип тимирязевской собачки – Тарик

– Ральф Павлович, как появилась скульптура собачки в Тимирязевском сквере?

– Администрация города пригласила меня поучаствовать в этом году в благоустройстве дворов, и я согласился. Представил более 30 вариантов благоустройства. Елена Ивина, начальник отраслевого органа по жилищному хозяйству администрации города, предложила мне выполнить скульптуру собачки для двора по ул. Кирова, 17. Он как раз граничит с Тимирязевским сквером. Так и появился Шарик. Его прототип – мой пес Тарик, подарок бывшего главного архитектора Николая Геннадьевича Тарских. Мы шутя свою собаку так и зовем «главным архитектором».

С Шариком было немало вопросов: в какую сторону он должен смотреть, на чем сидеть. Вот сейчас думаем, в какой цвет выкрасить постамент. Честно говоря, я изначально был против постамента, на котором сидит собака. Я предлагал посадить Шарика на канализационный люк. Со мной спорили: почему собака должна сидеть на канализационном люке? Я в ответ: «А почему нет? Зимой собаки греются на канализационных люках. Четвероногого бедолагу хочется погладить и пожалеть». Признаться, я изначально не верил в то, что скульптура так понравится горожанам, особенно детям. Меня очень растрогала их реакция.

– Знаю, что у вас есть эскизы на историческую тему…

– Я рад, что в этом году четыре двора сделали исторически познавательными. Сейчас они с флюгерами и барельефами с изображениями экспедиции Беринга, Полтавской битвы. Это уже оформленные дворы на ул. Алюминиевой, 43; пр. Победы, 78; ул. Кирова, 21. Двор на ул. Челябинской, 17, ожидает своего благоустройства. Сначала флюгер и барельефы хотели сделать бетонными, а потом решили остановиться на чугуне. Хоть и более затратно, но долговечно.

Вообще, есть проект, который до сих пор не претворен в жизнь. У нас с автором монумента «Пушка» Владимиром Пермяковым была мечта – сделать серию панно возле «Пушки», как бы венчая ее. Появилось только «Бородино», панно так и не установили полностью. С 2009 года все какие-то кризисы, проблемы. Надеюсь, нынешний мэр Алексей Викторович Шмыков посодействует.

– Отреставрировали Олененка, фонтан «Слоник» – но вы сами неоднократно говорили, что городу нужны современные скульптуры.

– Я воспитан на классических вещах, человек старой закалки. Но как-то сын Евгений предложил мне поучаствовать в международном фестивале скульптур актуального искусства «ЛОМ». Так, 10 лет назад мы из металлолома сделали Кафу (название Феодосии – ред.). В прошлые годы часто отдыхали там всей семьей, и нам с сыном дороги эти места. Мы не стали лауреатами, потому что покрасили ее. А по условиям фестиваля должен использоваться именно ржавый металл. Но так воодушевились после этого, что принимали участие в фестивале каждый год. Кстати, ваш редакционный Чалдон два раза участвовал в этом фестивале. Он должен был уехать в Чикаго, но из-за кризиса ему не удалось отправиться в Америку.

– Ральф Павлович, скульптору наверняка обидно, когда создаешь красоту для людей, а кто-то занимается вандализмом.

– Я каждый раз думаю так: один раз нагадят, второй раз испортят, а потом остановятся, задумаются. Понимаете, ведь не будешь возле каждой скульптуры ставить полицейского. Я считаю, нужно терпеливо и настойчиво воспитывать в людях бережное отношение к городу. Возможно, есть и противники моего творчества. Для всех мил не будешь. Я раньше болезненно переживал эти акты вандализма. У меня есть товарищ, Григорий Чемезов, который говорит: «Ральф, вспомни Пермякова (Владимир Пермяков – известный каменский художник, почетный гражданин Каменска-Уральского – ред.), через какие тернии он проходил? И у тебя все получится».

Реставрация Олененка (2016 год)

– Согласна, всем не угодишь. Но в Каменске достаточно профессиональных художников, которые на своем совете могли бы решать вопросы по тому или иному памятнику, скульптуре, а потом бы выходили со своими предложениями в администрацию города.

– Усилиями тех же художников, искусствоведов удалось заморозить возведение памятника на бульваре Парижской Коммуны. Я считаю, что нельзя устанавливать подобный памятник в этом месте. Потому что это композиция поклонная, ей место на Набережной, когда спускаешься со Стахановской. Вообще, я вижу совсем другую композицию на БПК – памятник Владимиру Петровичу Шевалеву. Я на градостроительном совете поднимал этот вопрос. Предлагал сделать скульптуру Шевалева безвозмездно. Пока вопрос остается открытым.

– Каким вы видите будущее Каменска в плане благоустройства?

– Я мечтаю, чтобы появились две набережные – знаковые для Каменска: на реке Каменке возле плотины и на Исети от площади Горького до моста. Именно здесь могут проходить массовые гуляния. Пусть создадут любой достойный проект на конкурсной основе, но он должен быть. Почему та же Плотинка в Екатеринбурге так популярна? Потому что это место для музыкантов, художников, для массовых гуляний. И вот у нас место уникальное возле плотины под «Пушкой». Еще раз отмечу: нужно установить тематические панно по обеим сторонам и по всей длине лестницы, идущей от «Пушки» к плотине. Логическим завершением исторической галереи могла бы стать фигура Петра I, встречающего каменцев и гостей города у подножия лестницы каменской славы. Продолжением «петровской темы» будет небольшое стилизованное кафе и другие символы того времени.

В свое время вместе с художественным фондом «Яръ», куда вошли несколько каменских художников, мы предлагали построить художественную галерею. Был возведен фундамент, заложен цокольный этаж. Однако завершить проект помешал кризис. А ведь галерея современного искусства позволила бы решить проблемы с мастерскими и наладить обучение скульптуре, живописи, фотографии, гончарному искусству и другим художественным промыслам всех желающих каменцев.

Еще есть великолепная идея по развитию набережной в Красногорском районе. Мой знакомый, известный в мире скульптор Геворг Геворкян в свое время создал пятиметровую скульптуру Гоголя.

А у нас есть улица Гоголя, рядом родник, театр драмы, и как раз бульвар Парижской Коммуны выходит на набережную. Гоголь бы отлично вписался в эту часть города. Надеюсь увидеть не только в своих мечтах такой преображенный город, но и наяву. 

Евгений ОРЛОВ, сын и коллега Ральфа Орлова

– Вместе с отцом я делал Кафу – первую, с дельфинами, для международного фестиваля «ЛОМ», Чалдона, «Трын-трава» – футболиста (на выставке в Екатеринбурге он взял приз зрительских симпатий).

Эти арт-объекты мы создаем из металла, композита. А еще делали «Альтернативу» из дерева и металла – это абстракция. Именно для города создали медведицу с Умкой, реставрировали Олененка. Думаю, надо развивать скульптуру в городе, привлекать профессиональных художников, скульпторов. И обязательно прислушиваться к их рекомендациям, считаться с их мнением. А скульптору пожелал бы не воспринимать все болезненно. Ведь главное, что его работа у всех на виду, стоит и радует каменцев и гостей города.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39