Личное дело



«Снег, ветер – а тебе в кайф»


Последние несколько лет в Каменске растет число велосипедистов. Многие магазины и организации устанавливают парковки для обладателей «железных коней», в мае и сентябре проходят «Каменская прогулка» и «Велоосень», даже легкоатлетический «Кросс Нации» уже не обходится без велопарада. Правда, у роста популярности этого вида транспорта есть и отрицательные стороны. ГИБДД бьет тревогу: на дорогах стали гибнуть велосипеды. Не все пешеходы и автомобилисты довольны соседством с «двухколесными». Поэтому в городе начали говорить о необходимости отдельных велодорожек. Мы решили поговорить обо всем этом с Юрием ИЛЬЕНКО – известным городским велоактивистом и участником движения «ВелоКаменск».
Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Александр НЕКРАСОВ. Фото автора и сообщества «ВелоКаменск»

Резкий рост интереса к велосипедам наблюдался ещё лет пять назад, когда цена импорта падала, – 2011, 2012 год… Очень заметно было, что год от года люди прибывают. На мероприятиях различных, покатушках, на «Каменской прогулке» той же. Потом все притормозилось. Я бы не сказал, что движение сейчас растет. Велосипеды – сплошь импортные, подорожали в два раза, а это всё же не предмет первой необходимости. Тех, кто сильно увлечен, цена, конечно, не остановит. Остальные отказываются от покупки или берут напрокат.

«ВелоКаменск» начинался в интернете как форум, потом естественным образом все перешло в реальную жизнь, стали встречаться «живьём», устраивать покатушки и ездить в походы. Есть десять-двадцать самых активных участников, которые этим живут, придумывают новые маршруты, организуют других. Кстати, мы рады всем новичкам, общаемся на форуме по адресу forum.velokamensk.ru.

Что касается велодорожек, то копирование опыта других стран – не всегда хорошая идея. У нас и климат, и менталитет не тот. Если в Европе часть дороги выделяют под велодорожку, то по ней пешком никто не ходит и машины не заезжают. А у нас? И пешеходы пойдут, да еще бутылок набьют. Порой весь спуск к Байновскому мосту со стороны Синарки усеян осколками. Получим только очередную точку конфликта. Мне больше нравится подход нашего мэра: делать нормальные съезды с бордюров, заменить разбитый асфальт – вот это всем нужно. А велодорожки по факту в Каменске уже есть. Например, тротуар вдоль ул. Кадочникова, тротуар вдоль ул. Лермонтова – Ленина – от ОЦМ до ул. К. Маркса.

Наш город для велосипедистов не приспособлен, но, собственно говоря, для кого он приспособлен? Пешеходный переход у «Диагностики» просто закрыли и поставили забор, разве это решение? Люди все равно переходят там. Значит, он должен быть подземным, надземным – каким угодно, но должен быть! А как перейти на другую сторону дороги у Байновского моста? Но люди как-то ходят…

Зато велопарковки Каменску нужны. Это не сильно затратно и даже удивительно, почему с таким трудом в городе продвигается их установка. Понятно, почему лавочек во дворах нет – жителям не нравится, что на них пьяницы собираются. А велостоянки всем хороши. Для предпринимателя это еще один способ привлечь клиентов. Но бывают магазины, даже популярные, возле которых велосипед просто не к чему пристегнуть. Но есть и образцовые.

Думаю, для нашего города достаточно было бы велопарковок плюс какой-то этики сосуществования велосипедистов, пешеходов и автомобилистов. Вот мы постоянно подчеркиваем, что у нас многонациональный город и люди разных традиций друг друга уважают и ценят. Такой же нужен подход и к средствам передвижения. Велосипедисты – такие же горожане: ничем не лучше и не хуже пешеходов и автомобилистов.

Сама по себе культура не появится, её нужно формировать. Я работаю на СУАЛе – там на заставке любого компьютера постоянно прокручиваются информационные блоки: про клещей, про освещенность рабочего места, про средства индивидуальной защиты… Также нужно людям постоянно напоминать ПДД, в том числе разбирая причины конкретных аварий.

В ПДД всё регламентировано. Хорошо бы ещё только, чтобы правила все знали и соблюдали. Порой и журналисты неграмотно комментируют ДТП. Считается, человек на пешеходном переходе по умолчанию прав, но ведь это не так. Несколько лет назад на «зебре» возле УрФУ сбили ребенка, который переезжал дорогу на BMX-велосипеде. Водителя все осудили вместо того, чтобы напомнить друг другу, что переход – это место, где дорогу переходят, а не перебегают, переезжают или переползают.

Это глобальная тема – неуважение людей друг к другу. Почему можно идти по переходу, не смотря по сторонам и болтая по телефону? Нет, весь мир подождет. Вот девушку три дня назад сбили в Екатеринбурге: тоже ехала по пешеходному переходу на велосипеде, быстро и в наушниках. В Челябинске в начале лета еще одна девушка врезалась в бок «скорой». А «скорая» везла в это время другую велосипедистку, попавшую под КамАЗ. Девушка двигалась на зеленый, но машина ехала с включенными спецсигналами, и ее нужно было пропустить, да и вообще спешиться для начала. Такие несчастные случаи должны служить уроком.

Водители порой ведут себя так: «Откуда ты тут появился? Езжай на тротуар!» Как на тротуар? Если нет велодорожки и правый край дороги свободен, я должен ехать по дороге. Водители сами этого не знают и удивляются, откуда ты здесь взялся. А велосипедист – полноправный участник движения. Но и велосипедисты ведут себя иногда странно. Например, считают, что красный свет не для них. И искренне удивляются. Машины остановились, а он едет. Некоторые едут против движения. Им так удобнее. Но это вообще провокаторы ДТП.

Вот я езжу в сигнальной светоотражающей жилетке. Шлем на голове. Почему? Просто я всё время на дороге, беззащитен и нужно минимизировать риски. Смешно выглядит со стороны? Да. Но лучше быть смешным, чем лежать в больнице.

«ВелоКаменск» готовит веломаршруты для «Каменской прогулки», и мы стараемся делать это квалифицированно. Прогулка начиналась как пешая, но многие все равно ездили на велосипеде. Однако пешие маршруты не охватывают скалы на правом берегу Исети – Каменные ворота, Филин и другие. А ведь люди порой живут в городе и не знают, что рядом такая красота. Поэтому решили для «Каменской прогулки» сами проложить длинный маршрут на 50 км до Ревуна, хотя многим это казалось малореальным. Приходилось убеждать. Продумывали тщательно с точки зрения удобства для дилетанта: как избежать пересечений с автодорогами, как и где нанести разметку, какое составить описание. Это была работа нескольких человек. Потом каждый год на подготовку к «Прогулке» уходит какое-то время. Нужно проверить всю трассу, убрать упавшие деревья, стекла, разметку подновить. У нас хорошие отношения с центром развития физкультуры и спорта – они относятся к нам серьезно, как к экспертам. На трех контрольных пунктах по веломаршруту дежурят по два человека – добровольцы. Нам важно, чтобы никто не потерялся и не травмировался. Иногда товарищи прямо сами вызываются ехать на городских велопрогулках последними, чтобы «подбирать» отставших и заблудившихся.

Все хотят новые веломаршруты для «Каменской прогулки». Но всепогодные маршруты можно делать только вдоль Исети. Есть другие направления, но если будет дождь или любая сырость, дорога станет непроезжей. Составлены веломаршруты по Красногорскому району – через пешеходный мост, например. Здесь все упирается в нехватку добровольцев для контрольных пунктов.

Цель «Каменской прогулки», как мы её для себя формулируем, – выдернуть человека из городской среды, из-за компьютера и заставить почувствовать себя живым. Участники выбирают маршрут 36 или 50 км, а потом приезжают голодными на контрольный пункт и спрашивают, есть ли хоть что-нибудь покушать и попить. Им даже в голову не приходило, что в дороге захочется есть. Или время не рассчитали. В прошлом году девушка приехала без сил на КП на реке Камышенке. Проделала только половину пути, смотрит на часы – без двадцати три. Ой, говорит, а я в три обещала быть дома. Ну что теперь делать, только на вертолете! Более того, там нет сотовой связи, и это тоже для многих неожиданно. То есть человек в этот день делает для себя столько открытий, столько видит вокруг и понимает, что есть условия, которые сильнее его и надо уметь их преодолевать, а лучше предусматривать заранее.

Я езжу на велосипеде круглый год. Каждый день на работу по маршруту от библиотеки Пушкина до Красногорской ТЭЦ. Когда организм живет в этом режиме, он чувствует в этом потребность. Сначала начинает нравится эффект, а потом и сам процесс. Конечно, когда минус 25 на улице, то морозы уже «невкусные», да и одежды не хватает. Но даже когда сложно, валит снег, ветер – тебе это в кайф. Чувствуешь жизнь и жить хочется. Или ты приезжаешь домой с грузом рабочих проблем, или пролетел и возвращаешься свеженьким. В нынешнюю «Велоосень» 16 человек поехали по маршруту 36 км в дождь и слякоть. И никто не пожалел, все довольны. Они получили радость от того, что решились, смогли и преодолели.

Если человек готов выделить 35 тысяч на велосипед, то нужно брать за 30. Потому что нужен еще насос, камера, мультитул, фляжка, очки, перчатки, рюкзак, желателен шлем, совершенно необходимы фонарики. В сентябре в восемь уже темно, и ты на дороге невидим и беззащитен.

На велосипеде я практически всю жизнь, но современный горный купил в 2007 году. Разница между ним и старым советским «Уралом» – как небо и земля. Это совершенно другая техника.

«Велокаменцы» в среднем проезжают от 5 до 9 тысяч км за год. Хотя лично я не рассматриваю велосипед как спортивный снаряд. У меня 5,5 тысячи набирается из поездок на работу, в сад, за ягодами, в походы. Много ездим по окрестностям. Бываем в Зотинской пещере. Она доступна летом и зимой. Шутим, что человек заходит в нее обычным человеком, а выходит велокаменцем. Это у нас посвящение определенное, там даже есть «алтарь» – такой камень прямоугольный. Ездим на Камышенку, озеро Хасан, озеро Щучье, реку Синару, которая летом очень чистая и купаться хорошо. А зимой смешанные походы – лыжно-велосипедные. Велосипед тем хорош, что на нем можно добраться туда, где людей не очень много. Бывают походы двух-трехдневные – на Аракуль, Аллаки, Таватуй. Бывают и более продолжительные. Лет пять подряд в мае ездили в Башкирию, Челябинскую область. Там активный рельеф: горы, пещеры, водопады. Едешь в гору километр или два, зато потом ответный спуск – 50, 60, 70 км/час! Это непередаваемое, конечно, ощущение. Некоторые «велокаменцы» выбираются дальше – едут в Крым, на Алтай. Но больше мы любим, конечно, родной край. Мы о нем поем, всегда находим что-то новое.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39