Личное дело



Королева... без короны


Оперную солистку Наталью МУРАДЫМОВУ я впервые увидела лет 15 назад, когда она, еще студентка Екатеринбургской консерватории, выступала на концерте в зале родного педколледжа. Помню, как будущие педагоги буквально вросли в свои кресла, слушая это глубокое сочное сопрано. Казалось, мощному голосу не хватает пространства, а его обладательнице уже тесно в родном Каменске. Со временем Наталье так же тесно стало и в Екатеринбурге. А сейчас московская солистка мечтает покорить мировой оперный олимп. Но… королева ещё вчера убирала картошку и свёклу, сегодня встретилась со мной в кафе, чтобы за чашечкой кофе рассказать о себе, а через день вернется в Москву. Живая, весёлая, обаятельная – как и тогда, невозможно отвести от неё глаз.


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Диана АХМЕДУЛОВА. Фото предоставила героиня публикации

В Каменске помогаю родным

Каменск – родной город, в котором провела большую часть своей жизни. Здесь живут мама, бабушка. Я приезжаю сюда дважды в год: летом и зимой. У нас есть дача, приходится помогать маме убирать урожай. Я не хожу тут с короной на голове, а просто помогаю, как все дети, приезжающие к родителям.

Я из музыкальной семьи: отец играл на гармошке, мама пела в ВИА. В семейном альбоме есть фотографии, где она стоит на сцене с микрофоном. Обе мои сестры музыкальные. Эля и Альбина пишут песни. Эля – известный в Полевском преподаватель, учит вокалу. Её ученица Эвелина Мазурина прошла на «Новую волну», приезжала в Москву и выступала, достойно прошла в полуфинал.

В подростковом возрасте были периоды, когда больше хотелось гулять, а не заниматься музыкой. Мама часто говорила: «Ты можешь сейчас бросить, но потом пожалеешь. Перетерпи, позанимайся, потом будешь меня благодарить». И это так. Если бы бросила заниматься музыкой, возможно, моя жизнь сложилась бы по-другому.

Моцарт лечит

После школы я поступила в педколледж. К большому сожалению, в Каменске нет музучилища. Хотя музыкальное отделение педколледжа давало хорошую базу. Здесь мне ставила голос педагог от бога Зинаида Романовна Ивайкина. Я поступила в Екатеринбургскую консерваторию легко, с высокими баллами.

В Екатеринбургском театре, когда начала петь, увидела, что кто-то справляется, кто-то нет. Например, партия Марии у Чайковского в опере «Мазепа» была сложной. Мне рассказывали, что солистки с сопрано ломали свои голоса, а в дальнейшем и судьбы. В этой партии сложные психологические сцены, где певицы переходили на крик, потому что не хватало техники… Мне техники хватало.

У меня нет особого подхода к голосу. Единственное – необходим хороший сон. Я могу погрызть семечки, поесть мороженое. Конечно, когда болеешь, лучше не выступать. Но были моменты, когда я болела, предстояло петь, а найти замены не могли. И тогда меня лечила музыка Моцарта. Если я начинаю петь его оперу больной, к концу оперы становлюсь здоровой.

Президент приехал

1990 годы – сложные времена. Мне в консерватории говорили, что надо пробиваться, ездить на зарубежные конкурсы. А как поехать за границу без денег? Отец в то время работал в троллейбусном депо. Он попросил помощи у своего руководства. Мне выделили средства, и я поехала в Чехию, в Карловы Вары. Для меня это был первый выезд за границу. Мобильных тогда не было, связь держали через вахту. Перед поездкой я своих однокурсников предупредила: «Если пройду во второй тур, сообщу: «Бабушка приехала». Если в третий: «Директор приехал». А если выиграю первую премию, скажу: «Президент приехал». В итоге позвонила и сказала, что приехал президент. Выиграла большой музыкальный центр, привезла его в общежитие, все были счастливы.

Одна со всего курса

В консерватории меня воспринимали как звезду. Наш курс был очень хороший, сильный, практически все выпускники консерватории остались в профессии. Раньше проходили ярмарки певцов, где собирались в конкретном городе директора театров, слушали солистов и приглашали к себе. Подобная ярмарка проходила в Санкт-Петербурге, все мои однокурсники туда поехали. Был грандиозный концерт. Профессор Екатеринбургской консерватории Николай Голышев позвонил своему знакомому Александру Тителю, который руководил в Москве театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, чтобы тот прослушал весь мой курс. Из Санкт-Петербурга мы отправились в Москву. Прослушали всех, но взяли только меня.

В Москве спала на матрасе

Приехала в столицу, и сразу возникли сложности с жильём. За два года сменила несколько квартир. Это нервно, сложно, волосы от нервотрёпки становятся тусклыми… Позже театр выделил мне комнату в трёхкомнатной квартире, где не было абсолютно ничего, вместо лампочки торчали два провода. Я тут же пошла на базар и купила матрас. Спала на нём полгода, пока на конкурсе имени Собинова в Саратове не выиграла первую премию – 75 тысяч рублей. Тогда купила необходимую мебель. На мои жалобы режиссёр говорил: «Наташа, многие люди об этом мечтают. В Японии популярен стиль минимализм». И все же мне никогда не приходило в голову всё бросить и вернуться. Потом этот период закончился: театр предоставил хорошую квартиру. А нынешней зимой купила дом в Подмосковье. На берегу реки Лобь, с красивой запрудой. Долго мечтала о нём…

Медею прожила

Всегда есть в карьере певцов некий перелом, когда ты играешь девочек, которые только-только встретили свою любовь. Потом либо продолжаешь играть подобные роли, либо чувствуешь в себе силы драматической актрисы, которой надо расти дальше. Александр Борисович Титель открыл во мне именно драматический талант. Он предложил сыграть Медею. Опера «Медея» стоит для меня особняком. Вообще партия Медеи предельно сложна не только вокально, но и драматически. В мире по пальцам можно пересчитать певиц, которые берутся за нее. Мы избавили Медею от всей мишуры, оставили только жёсткую сердцевину. Медея любила Ясона, помогла ему с золотым руном, ради него убила многих; разрезала своего брата на куски, раскидала по морю; родила возлюбленному двух мальчиков, но от ревности к другой женщине в помешательстве убила и их.

Когда я готовилась к роли, пригодилась разная информация. Это и просмотр голливудских фильмов и криминальных сводок, чтение литературы и бытовые разговоры – всё резонировало во мне. Хотелось, чтобы образ Медеи оброс жизнью. Я стараюсь своих героинь не то чтобы оправдать, а объяснить причину, показать эту болезненную любовь, высокий градус отношений между героями. Она старалась, она его умоляла. Она вроде бы жертва обстоятельств… После Медеи мне не хочется играть кисейную барышню.

Королевский сезон

В следующем театральном сезоне у меня будут две большие оперы – «Енуфа» Леоша Яначека и «Макбет» Джузеппе Верди. Обе героини – преступницы, убийцы. Я сыграла немало ролей, где много раз умирала от чахотки, в роли Чио-Чио-сан я много раз себя зарезала. Но это опера, я играю роль. Ничего мистического в этом не вижу. Кстати, за роль Медеи я получила награду «Каста Дива», вручение состоится 6 октября.

В июле съездила в Варшаву на прослушивание. Всё прошло удачно. В планах – работа по контракту за границей и покорение мирового оперного олимпа.

Отдыхаем дикарями

Отдыхать мы с мужем любим диким способом. Покупаем билеты, выбираем любую европейскую страну, прилетаем, берём машину, выбираем интересные места и начинаем путешествовать. А вообще для моих космических планов нужно поднажать в английском. Муж тоже музыкант, трубач, работает в военном оркестре Виктора Елисеева. И у мужа бывают гастроли на несколько месяцев, например, они долго были во Франции.

Не опускать планку

Считаю, что надо оставаться самим собой, не изображать из себя того, кем ты не являешься. Раньше я думала, что слишком просто себя веду. А потом поняла: какая есть – такой и буду.

Открывая какую-нибудь оперу, понимаю, что в этой технике никогда ещё не пела. Чувствую, что достигла такого уровня, когда могу себе что-то позволить, добавить красок, сделать партию ещё сочнее. Голос живой. Он вместе с тобой растёт и развивается. Есть партии, где вполне можно петь и возрастным солисткам. Если хорошая техника, то, бывает, выходит дедушка, а поёт молодой собранный голос. Надеюсь, что я из таких. Ставлю планку, ниже которой стараюсь не опускаться. Обычно говорю себе так: сегодня я сделаю настолько хорошо, насколько смогу в этот день, но завтра сделаю ещё лучше.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39