Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Служба зовёт в Полевской

17.12.2018
Главный полицейский Каменска-Уральского Сергей Тананыхин, вероятно, скоро покинет свой пост. По информации «КР», он возглавит ОМВД РФ по городу Полевскому.
Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Похорошеют к праздникам

17.12.2018
В библиотеке имени Пушкина в Каменске-Уральском начали долгожданный ремонт накануне 120-летия



Ruda: повторим?


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

12.10.2018

Они пели запретные песни легендарных «битлов». Они проводили «неформальные» концерты в местных домах культуры и после этого оставались без работы. Они собирали полные залы фанатов, а на улице их поджидали гопники, чтобы поколотить патлатых парней в кожанках. Стены каменских домов культуры вздрагивали от их тяжелых рифов, на сцене рвались струны даже бас-гитар, кровавые мозоли оставляли следы на белых деках. А потом рок-концертов в городе не стало – рок-группы ушли в андеграунд. Недавно прошедший в Каменске-Уральском фестиваль Ruda снова собрал поклонников рока. По его окончании тут же возникли вопросы: станет ли фест ежегодным? В каком формате будет проходить дальше? Какие группы мы услышим еще? Но, прежде чем поговорить о будущем, вспомним собственно историю каменского рока.

Пионеры рока: 60-е

В 1965 году вокалист и басист Владимир Прокин и клавишник Владимир Мисулов организовали группу «Месяцевики». К ним присоединились гитарист Сергей Жданов, саксофонист Владимир Русских, ударник Владимир Горожанцев, а чуть позже – вокалист Валерий «Джон» Медведев. 1 сентября группа начала играть на танцах в ДК трубного завода. А потом были выступления в драмтеатре, клубе железной дороги, в ДК «Юность». «Месяцевики» тщательно следили за английской музыкальной модой.

Историк уральского рока Дмитрий КАРАСЮК в своей книге «История свердловского рока: 1961-1991 годы» пишет: «К тому времени в Каменске-Уральском играли еще несколько молодежных ансамблей, исполнявших биг-бит. И вот первые каменские рокеры задумали организовать не просто концерт, а фестиваль. Комсомол идею поддержал, но поставил условия: каждый ансамбль поет по пять песен, три из которых должны быть или на русском языке, или из соцстран, и обязательное утверждение программ. В комиссию входили директора городских ДК, работники горкома комсомола и отдела культуры.

Весть о фестивале разнеслась молниеносно. На танцах к Володе [Прокину] подходили делегации из Кургана и Челябинска и тоже просились поучаствовать. Чтобы протащить любимые битловские песни через комиссию, «Месяцевики» пошли на хитрость: на мелодии The Beatles наложили русский текст. Помогли в этом журналистка Маргарита Овчинникова и поэт Александр Пушкин. На мотив Till There Was You прекрасно легли классические строки «Сквозь волнистые туманы пробирается луна». 18 декабря 1966 года в ДК «Юность» выступили «Месяцевики», «Бит-Мен», еще два мальчишеских и один девчачий ансамбль…

Когда занавес открылся, Прокин обнаружил, что Джон Медведев исчез. Ортодоксальный битломан в последний момент счел неприемлемым для себя кощунством коверкать русскими текстами священные мелодии The Beatles и на сцену не вышел. Пришлось Володе петь одному…»

В 1966-м бит-музыканты (тогда так называли рокеров) после фестиваля и последовавших за ним официальных «мероприятий» в виде вызовов на ковер в КГБ и горком партии распустили свои коллективы: кто-то лабал в ресторане, кто-то навсегда завязал с музыкой, кто-то уехал из города.

«Золотые» рокеры и панки: 80-е

– Ренессанс наступил в 80-е. Эти годы – «золотой век» каменского рока, – вспоминает музыкант Сергей СИМАНОВ. – Разбуженные известием из соседней столицы Урала об открытии там рок-клуба, каменские музыканты просто не могли не заразиться бешеной энергетикой, откликаясь на новые ритмы и рифы свердловчан. Интересно отметить фактическое отсутствие в «городе металлургов» откровенных, ортодоксальных металлистов (если не считать близких по стилистике к хэви-металу «Проект Игоря Назаренко», «Акцию» Олега Осинцева). И все-таки, справедливости ради, «тяжелые» команды количественно преобладали: «Арторикс», Black day, «Иероним Босх», «Бестия», «Наган». Но уже к концу десятилетия городская рок-тусовка разделилась на два непримиримых лагеря – «тяжеляк», который тесно взаимодействовал с «профессиональной» эстрадой, и «панков».

Отдельно скажу про некоторых музыкантов, повлиявших на дальнейшее развитие рока не только в Каменске, но и за его пределами. Известный барабанщик Сергей Батраков начинал в каменской группе «Синий крокодил». Работал в группах «Сахара», «Тараканы!», «Ва-Банкъ», «Манго-Манго», «Земляне», сейчас в группе Стаса Михайлова.

Также в Каменске родился, вырос, получил начальное музыкальное образование «барабанных наук» в Доме пионеров Евгений Димов, руководитель легендарного «Трека».

Евгений Игнатов участвовал в собственных проектах: «Иероним Босх», «Наган», «Бестия», «День Ангела», нередко выступал сольно в качестве рок-барда. Владимир Симонов, автор бессмертного хита «Мы будем жить долго», реализовал два значительных для города рок-проекта: «Дети Дон-Кихота» и «Радиомай» в стиле наивного рока.

«Нефоры» против гопников: 90-и и нулевые

После распада СССР стали появляться новые рок-группы. Не взрослые дяди и тети и даже не студенты музыкальных училищ, а 13-14-летние школьники просили родителей купить инструменты, сами собирали аппаратуру по всему городу, приходили к директорам школ и домов культуры и просили помещение для репетиций. Группа «Доброе утро» занималась при трубном заводе. «Корсару» предоставили подвал школы № 60. «Стингеры» репетировали и выступали в ДК поселка Мартюш. ДК УАЗа в разные годы пригрел несколько рок-коллективов: «Синий крокодил», «Восточную компанию», «Музей».

Одна из первых постсоветских рок-сессий прошла в 1995 году на базе школы № 60. В 1996 году в ДК железнодорожников состоялся рок-фестиваль с участием молодых групп: «Стикс», «Корсар», «Неповторимый устойчивый вкус», «Релаксерс». В последующие годы подобные рок-фестивали проходили в ДК железнодорожников, «Молодежном», ДК УАЗа.

Мегапопулярность концертов зачастую имела и негативную сторону: противостояние неформалов и гопников перерастало в стычки и драки.

В нулевые годы несколько рок-концертов прошли в ДК «Современник», в развлекательных центрах «Скорпион» и «Ключ». Но постепенно рок-коллективам перестали предоставлять помещения для репетиций в домах культуры. организаторы перестали устраивать концерты. Рок-движение в городе сошло на нет…

Рок-клуб! Наши дни

– В 1990-е годы мы сами организовывали концерты, находили площадки, договаривались с директорами ДК, искали аппаратуру, делали рекламу, – вспоминает фронтмен группы «Корсар» и организатор нескольких рок-фестивалей в Каменске Александр ТЕТЕРИН. – Много лет рокеры носятся с идеей создания каменского рок-клуба. Это может быть любой небольшой зал для репетиций и концертов. Найдем ли достаточное число групп? Я знаю примерно около десятка. Вопрос в другом, какого уровня эти группы. Рок-концерты должны стать разноплановыми, чтобы можно было не только потусоваться, но послушать качественные песни.

Хорошо, чтобы рок-фестиваль Ruda проходил ежегодно, на этом же месте – возле Пушки. И вот тогда можно проводить отбор, приглашать рок-коллективы из других регионов.

– Из современных команд могу отметить Tantum Verde, которым уже 11 лет. Мы с ребятами образовали прочный тандем с моей группой, – рассказывает солистка группы «.О.Н.И.» Ирина ОСИПОВА. – У нас сегодня есть своя база для репетиций. Для этих целей мы вложили личные деньги в аппаратуру. Кстати, на нашей базе репетирует группа DISTANCE, они играют построк. Видите, есть рок-группы в городе. Хотелось бы поддержки администрации. Приведу пример. Летом мы ездили на фестиваль «Город на Исети» в Шадринск. Фестивалю помогает управление культуры города, фест проходит на базе ДК. А у нас, если хочешь организовать рок-концерт, то приходится своими силами искать аппаратуру, спонсоров. Где мог бы территориально быть рок-клуб? Например, в здании бывшей «Орбиты». Там хорошо. Можно проводить и open-air, и концерты в здании. Рок-фестивали Каменску, конечно, нужны.

– В формате недавней Ruda, наверное, не стоит проводить рок-фестивали, – считает музыкант Владимир СИМОНОВ. – Слишком мало в городе любителей рока. Вымучивать что-то такое жалкое, с песней «В голове моей туманы», на мой взгляд, дикий формализм. Профанация. В городе мало музыкантов, все без исключения молодые таланты, окончившие музыкальные школы, уезжают, бегут из города и ищут себе применения как минимум в Екатеринбурге. И в этой ситуации очень необходима координация.

Какой-то единый информационный центр, ресурс, точка, где бы сходилась информация о спросе и предложении. Ну как в нормальных рок-клубах или подобных сферах, где можно было бы почитать объявления типа «Играю на гитаре, ищу единомышленников в стиле икс» или «ищем барабанщика для игры в стиле игрек». Хоть почти все музыканты у нас на виду, но такая координация все равно нужна. Потому что люди годами ищут себе барабанщика и не находят. А средние, компромиссные варианты тонут и профукиваются. Нужен умный, творческий, изобретательный, постоянный, координирующий ресурс.

– Прошедший рок-фестиваль никак не впечатлил. Ведь в первую очередь рок – хороший звук. Музыкальный вкус нужно воспитывать с детства, – отмечает преподаватель по классу ударных инструментов ДМШ № 1 Сергей ПЕТРЕНКО. – А у нас так называемые рокеры не имеют даже музыкального образования.

Я считаю, нужно сначала постичь все, что предоставляет тебе город. Мой ученик, известный в стране барабанщик Сергей Батраков, говорит, что постоянно учится на мастер-классах у крутых американских  барабанщиков. Интересно, что музыканты с мировым именем подобные мастер-классы проводят бесплатно.

Вы спрашиваете: как развивать рок-движение в нашем городе? Во-первых, каменским рок-группам необходим профессионализм. Во-вторых, должны быть инструментальные коллективы в домах культуры. В-третьих, нужно как можно чаще проводить концерты на улице – летом каждую неделю играла бы то одна, то другая рок-группа на площадке недалеко, допустим, от администрации города. Это практика, это живая реакция публики. Ведь лучший критик – зритель. В-четвертых, необходимы хорошая барабанная установка, голосовая аппаратура, колонка с усилителем, отдельная должность звукорежиссера.

Хочется верить, что прошедший рок-фестиваль Ruda не разовая акция, а начало большого движения новой, качественной рок-музыки в формате и openair, и концертов в ДК, и закрытых клубных вечеринок. Ведь мы, зрители, хотим слушать разных исполнителей: и рычащих бунтарей, и душевных философов, и тонких лириков.

Автор: Диана АХМЕДУЛОВА

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39