Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Правила загадочной ночи


06.07.2019

«Когда наступает ночь и тишина нарушается лишь пением цикад да шумом листьев, лес наполняется удивительным светом и ярким благоуханием. Это цветет папоротник. Свет его ярок, но в руках тепл. Однако мало кто смог прикоснуться к цветку. Да и увидеть его непросто: духи леса зорко следят за непрошеными гостями».

Так в фольклоре описывается редкое явление – цветение папоротника. Происходит это лишь раз в году – в ночь на Ивана Купалу, с 6 на 7 июля. Цветок папоротника – неотъемлемая мифическая составляющая этого праздника, но не единственная. Легенды были нужны, чтобы человек обрел счастье. Прежде всего – семейное. Но давайте разберемся, в чем еще исключительность этого праздника?

Издавна считалось, что на Ивана Купалу приходится летнее солнцестояние. А значит, наступает время полевых работ, ведь солнце, «уходя в зиму», отдает земле яркий прощальный свет. И хлеб, подпитанный им, вырастет в избытке. Хотя древние немного ошибались: день летнего солнцестояния приходится на 21 июня.

Купала – старая форма слова «купатель» («погружатель»). А потому Ивана Купалу ассоциируют с последним из библейских пророков Иоанном Крестителем: 7 июля православные отмечают его рождество.

Является Купала языческим божеством или персонификацией торжества, по-прежнему идут споры. Впервые о Купале было упомянуто в поздней Густынской летописи XVII века. Автор принял название праздника за имя языческого бога. Но современные исследователи уверяют, что летописец ошибся, так как более нигде (кроме поздних копий книги) имя бога Купалы не звучало. Лишь в легендах-новоделах есть истории про Купалу и Кострому - брата и сестру, влюбленных друг в друга и из-за этого утопившихся.

У праздника Ивана Купалы есть несколько символов: уже упомянутый цветок папоротника, венки из трав, река и огонь. Все купальские обряды проходили в темное время суток.

Перед заходом солнца люди обязательно купались. В бане или в реке - выбирали по душе. А после Ивановской ночи юноши и девушки омывали голову утренней росой. Считалось, что от этого лица становились светлыми и повышался шанс найти вторую половинку.

После захода солнца молодежь выходила на поляну у речного берега и разводила костер. Огонь, по мнению древних, очищал душу от грехов. Именно поэтому родилась традиция прыгать через костер. А еще сквозь пламя, взявшись за руки, прыгали неженатые парень и девушка. Если в прыжке их руки не размыкались, влюбленных ожидала свадьба и счастливая совместная жизнь.

Огонь добывали старым способом - трением друг о друга двух деревяшек. В некоторых регионах на праздничную поляну приносили старые вещи. Под конец праздника ветошь сжигали. Так у молодых оказывалось больше места для совместного хозяйства.

Считалось, что в ночь на 7 июля в лесах расцветает папоротник. Человек, сорвавший его, мог предсказывать будущее, управлять нечистыми духами, быть невидимым, говорить на языке зверей и птиц, находить любые клады. Выкопать из леса папоротник и наблюдать за его цветением дома являлось плохой приметой: растение предвещало ссоры. Да и сам цветок не всегда приносил счастье (вспомнить хотя бы «Вечер накануне Ивана Купала» Николая Гоголя).

Если человек хотел стать невидимым, то он мог не ждать купальской ночи. По поверьям, шапку-невидимку носили домовой и банник. И столь ценный предмет гардероба следовало попросту забрать, когда те спали в дальнем углу своего жилища.

Папоротниковый цветок являлся украшением ада, и бесы следили, чтобы его никто не сорвал. А потому у древних был способ обмануть духов. Следовало расстелить близ растения скатерть, с которой ели после Пасхи, очертить вокруг себя круг, дождаться полуночи и прочитать особый заговор. При этом человек закрывал уши, чтобы не слышать бесов: они отвлекали его, разговаривая голосом близкого или любимого человека. В противном случае дух отрывал гостю голову, как если бы тот сорвал папоротник. Ну а если человеку посчастливилось получить цветок, его надо было прятать за пазуху и бежать домой без оглядки.

Венок – один из символов праздника. Если девушка искала суженого, она надевала на голову венок из трав. А еще по венкам гадали, отправляя на водную гладь реки. Если цветы далеко уносило течением, то девушку ждало скорое замужество, а если прибивало к берегу или венок тонул, - то несчастья.

Другой предсвадебный обряд заключался в подметании дорог. Считалось, что так к девушке быстрее приедут сваты. По той же причине к дому потенциального жениха прокладывали борозду.

Так как ночь на Ивана Купалу совпадала с Рождеством Иоанна Предтечи, православные молились этому святому с особым усердием. Как правило - за рождение детей и их здоровье. Свои слова они подкрепляли обетом. А видимым знаком становилась специальная обетная каша. Готовилась она на воде из перетолченной перловки или ячменя с добавлением сливочного масла. Из этой же крупы делали и поминальную кутью. Ее, как и обетную кашу, ели сами и угощали нищих.

Главным блюдом праздничного стола была кулага, нечто среднее между кашей и киселем. Готовилась она из ржаной и пшеничной муки с добавлением солода и ягод.

Вечером 6 июля люди ставили квас: считалось, что духи природы сделают его целебным. Но если праздник проходился с четверга на пятницу, от этого отказывались, потому что в таком квасе «ворона воронят искупает».

Автор: Александр ЧЕРНАВСКИЙ

Фото Юлии ЩЁЛОКОВОЙ

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39