Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Что не так с упаковкой?


16.01.2019

В последнее время одной из самых тиражируемых в сети стала информация о продаже яиц в упаковке для «девятка», при том что россияне привыкли считать яйца десятками.

В комментариях народ сыпал шутками на эту тему: «Мы не продаем 10 яиц лицам, не достигшим пенсионного возраста», «Девяток яиц. Девятина литра бензина. Нольдевятка пива», «Неважно, сколько яиц у тебя в коробке: 9 или 10, главное, чтобы человек был хороший»… Каменский читатель, возможно, удивится: подумаешь, где-то продают не 10 яиц, а 9, какое отношение это имеет к нашему городу?

Мы провели свое исследование и обнаружили, что в городских магазинах, в том числе федеральных торговых сетей, продают яйца в основном в упаковках по 10 штук. Тут бы успокоиться, но мы пошли дальше.

В России традиционно привыкли к стандартным объемам товара в упаковке: яйца – десяток, молоко – литр, крупы – килограмм. Тем не менее на каменских полках все чаще появляются товары в «искаженном» объеме: например, бутылка растительного масла, визуально похожая на литровую, содержит 870 миллилитров продукта или «литровая» пачка молока - 900 миллилитров.

Производители называют подобное явление маркетинговым ходом привлечения покупателей, но экономисты придумали другой термин – шринкфляция. Слово происходит от английских shrink (сжиматься) и inflation (инфляция). Шринкфляция - ухищрения производителей, которые не хотят прямо повышать цены, что обычно очень заметно для потребителя, а вместо этого уменьшают количество товара в стандартной порции. На Западе такая форма скрытой инфляции за последние пять лет стала обычным явлением.

В одном крупном супермаркете в Каменске мы все же увидели «нестандартную» упаковку - для шести и семи (на фото) яиц.

Экономисты считают, что и в России производители идут на подобные шаги, чтобы не потерять потребителя при необходимости повышения цены на свой продукт. Арифметика простая: баночка сметаны по-прежнему стоит около 60 рублей, только теперь в ней не 200 граммов продукта, а 180.

Еще одна причина – стремление сделать удобную упаковку продукта для однократного потребления. Возьмем йогурт. Те, кто часто покупает этот кисломолочный продукт, могут заметить, что выбор объемов большой: 200, 300, 270, 330 граммов. Это связано с тем, что 200 для взрослого мало, 500 – много. А вот средний размер - 300 - для однократного потребления очень удобен.

Кроме того, производители стремятся с помощью необычной бутылки, упаковки создать иллюзию того, что в таре больше продукта, чем на самом деле. Бутылки йогуртов с 330 граммами внешне могут ничем не уступать бутылкам других производителей, в которые помещается 500.

Так обманывают нас, покупателей, производители или нет? «С точки зрения закона обмана нет, поскольку на каждой упаковке указан точный вес или объем товара, - объясняет кандидат экономических наук, доцент, преподаватель УрГЭУ Ольга Плиска. - К слову, за рубежом во всех супермаркетах рядом с каждым ценником мелким шрифтом указана цена за килограмм продукта. Эта информация позволяет потребителю понять: переплачивает он или нет. Покупателям можно дать один совет: прежде чем совершить покупку, изучайте все этикетки, сравнивайте с другим подобным товаром».

Вернемся к яйцам. Почему изменилась именно их упаковка? Яйца - самый подорожавший продукт в России в минувшем декабре. Так, в 2017 году они подорожали за декабрь всего на 6%, а в декабре 2018-го — на все 15,4% (и на треть с начала года). Таким образом, «девяток яиц» сейчас должен стоить больше, чем десяток всего месяц назад. Причин несколько: с весны 2018 года дорожает комбикорм для птиц; осенью производители топлива, которым запретили повышать цены на заправках, отменили для сельхозпроизводителей скидки на бензин; одновременно несколько крупных российских птицефабрик закрылись из-за эпидемии птичьего гриппа. Но все эти проблемы для производителей яиц были бы не так страшны, если бы они только что не пережили целый год падения цен на свою продукцию.

Автор: Диана АХМЕДУЛОВА

Фото Валентина ТЕРЕНТЬЕВА

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39