Каменский рабочий, Каменск-Уральский

«При желании можно и блоху подковать…»


19.04.2019

Издревле кузнечное ремесло считалось таинственным – благодаря неведомой силе молотобойцам поддавались огонь и металл. А в пантеоне богов кузнецы занимали свое почетное место: каждому со школьной скамьи известны имена легендарных Гефеста, Вулкана и Сефланса. Сегодня, несмотря на автоматизацию производства, кузнечное ремесло получило вторую жизнь. Но если раньше коваль делал большей частью утилитарные вещи – мечи да подковы, то сегодня он акцентирует внимание на ковке художественной. Ее отличают простота и изящность форм, при этом изделия из металла не кажутся тяжеловесными. Секретами своей работы поделился руководитель кузни «Уральский молот» Александр ФАДЕЕВ.

– Хоть моя «докузнечная» жизнь и была связана с черной металлургией, тогда я и не мечтал, что когда-нибудь встану у наковальни. Желание родилось спонтанно: как-то я был в гостях у друга и увидел сделанную своими руками ажурную кочергу. Казалось бы, небольшой пруток, которым ворошат угли – но именно она меня и зацепила. Захотелось сделать что-то подобное самому. Я узнал, где есть необходимое оборудование, договорился насчет аренды, помещения и стал пробовать ковать. Дело пошло.

– Вы разрабатываете собственные эскизы или берете готовые, например, в Сети?

– Когда я начал тренироваться в ковке, то сразу понял: не хочу брать за основу фото готовых изделий из интернета. Была тяга к своему, авторскому. В детстве я ходил в художественную школу, потому начал сам составлять первые эскизы и чертежи. Первым изделием был большой мангал. Потом кованые качели...  Вот так уже второй год я занимаюсь кузнечеством.

– Но делаете вы не только мангалы и качели?

– Разумеется, мангалами работа не ограничилась. Я делаю абсолютно все, что входит в понятие «художественная ковка». Это могут быть массивные, но при этом ажурные секции заборов, калитки, перила лестничных маршей. Или предметы, так необходимые в быту: витиеватые полочки под обувь, вешалки, письменные столики, люстры и даже подставки под мобильный телефон. Я не ограничиваю себя в творчестве.

– Бытует мнение, что для мастера важен не столько навык, сколько его инструмент. Согласны ли вы с этим?

– Я всегда шучу, что первое время в моей кузне находились только сварочный агрегат и болгарка. В принципе, это не так уж и далеко от истины – тогда я арендовал нужное оборудование. Сегодня в мастерской «Уральского молота» есть все необходимое. Это горн и наковальня для ручной ковки, станки, на которых загибаются некоторые детали, сварочные аппараты, компрессоры. И, конечно же, много ручного инструмента для устранения мелких недочетов.

– Насколько я знаю, в кузнечном деле отдают предпочтение двум видам горнов – газовому и угольному. На ваш взгляд, какой из них лучше?

– В своей мастерской я использую только угольный горн! Может, для кого-то это покажется странным, но в угольным горне изделия становятся крепче. И дело тут в элементарной физике и химии. Для того чтобы металл стал крепким, устойчивым к деформации, его нужно насытить углеродом. А уголь сам состоит из углерода, потому прогрев металла в таком горне обогащает заготовку. «Закалка» углеродом – важнейший нюанс. Если этого не сделать, то изделие может треснуть или даже разлететься на куски. Кстати, в XVIII веке углеродом пренебрегали литейщики пушек. Из-за этого на первых же испытаниях стволы орудий разрывало, превращая в «ромашку».

– Кузнец – тяжелая профессия?

– Многие уверены, что самое сложное для кузнеца – махание тяжелым молотом. Но открою секрет: самое сложное – это работа с заказчиком. Спасибо тем, кто сразу знает, чего хочет. Такие заказчики нередко приносят эскизы, и я работаю по их чертежам. Но встречаются и такие, кто сам не понимает, что ему нужно. Просто задает вектор: надо стол, стул, декоративный заборчик. Тогда приходится самому рисовать несколько вариантов эскизов, прорабатывать нюансы относительно веса изделия и снова встречаться с заказчиком.

Да и работа с металлом сама по себе нелегка. Например, сейчас я делаю из толстостенного металла ажурные столик и скамейку. Все мелкие детали выгибаю вручную. Здесь нужна физическая сила. Но не грубая, как некоторые считают. Если перестараться и ударить сильнее, то можно так деформировать деталь, что никакая перековка не исправит ошибку.

– Кстати, о материале. С каким металлом вы работаете?

– Мы имеем дело со сталью. Это хороший, крепкий, но податливый при ковке материал. Кузнец традиционно работает с ним. «Уральский молот» закупает материал в специализированных компаниях. И в первую очередь я обращаю внимание на качество материала, а не на его цену.

– Когда говорят о художественной ковке, невольно представляются темные изделия со следами молота…

– Да, есть такие заказчики, кому нравится изделие без финишной зачистки. Не спорю, что это красиво – черный цвет и следы поковки придают изделию винтажность. Но в нашем арсенале есть оборудование и краски, при помощи которых мы придаем изделию совершенно другой вид.

– Например?

– Бытует мнение, что обычного мангала хватает на три-пять лет, а потом днище и стенки выгорают, появляются дыры. Но в мастерской «Уральского молота» я делаю такие мангалы, которые гарантированно служат более десяти лет.  Во-первых, в наших мангалах идет усиленное дно и стенки. Благодаря декоративным элементам вроде цветов или листьев, а также ручкам и ножкам, понижается теплопроводность, часть жара уходит. Но это далеко не главное. После изготовления низ очага покрывается грунтовкой на основе цинка. Потом наносится слой термостойкой краски, которая выдерживает температуру до 900 градусов. За ней – термостойкая патина, которая может выдержать аналогичную температуру. А после – покрываем устойчивым к температуре лаком. Кстати, краски я заказываю в Москве. За счет всего этого срок службы мангала увеличивается в разы.

– Много ли времени вы тратите на изготовление одного изделия?

– При достаточной сноровке работа движется быстро. В среднем на одно изделие уходит от трех дней без учета прорисовки эскиза. Больше всего заказов поступает летом – тогда из мастерской не вылезаю сутками. Зимой заказов в разы меньше. Но и тут я не теряю времени даром – оттачиваю мастерство. Это очень важно, особенно когда детали мелкие. Ведь в этом случае у кузнеца нет права на ошибку.

Автор: Антон ЯДРЕННИКОВ

Фото предоставил герой публикации

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39