Лабиринты истории



Из стройбата – в небо. Карлис Кирш


В годы Великой Отечественной войны в Красной Армии было создано 66 национальных соединений из народов СССР: стрелковые, горнострелковые, кавалерийские. А авиационный полк был только один – 1-й Латышский ночной бомбардировочный. Его бессменным командиром был Карл Августович КИРШ. Перед тем как создать свой полк, капитан Кирш проходил службу в Каменске-Уральском.

Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Антон ЛЫСКОВ. Фото предоставлены автором публикации

Карлис Августович Кирш

ПУТЬ В НЕБО

Карлис Кирш родился 9 марта 1906 года в деревне Глебова Горка Псковской губернии в семье безземельного крестьянина. Его юность пришлась на время перемен. В 1924 году он стал секретарем одной из первых комсомольских организаций, в 1925-м был избран председателем сельского совета, в 1926-м стал коммунистом.

В 1928 году Карл добровольно вступил в ряды Красной Армии, в 1931-м окончил Ленинградское пехотное училище. В те годы лучших командиров направляли в авиацию. В их число вошел и Кирш. Он полюбил полеты всем сердцем. Окончив в 1935 году Борисоглебскую летную школу, он четыре года служил командиром звена на бомбардировщиках и истребителях.

Война застала Карла Августовича начальником аэроклуба в Новгороде. Уже на третий день он в действующей армии – командиром эскадрильи связи при штабе Северо-Западного фронта. В октябре 1941 года Кирша отправляют в резерв, а потом он получает неожиданный приказ: прибыть в Каменск-Уральский.

В ГОРОДЕ КРЫЛАТОГО МЕТАЛЛА

Оборонные заводы нашего города были так важны для страны, что на них направили 33 военных строительных батальона. Это больше 26 тысяч бойцов и командиров разных национальностей. Недаром Каменск-Уральский военных лет называли «уральским Вавилоном». Латышей было немного, человек сто, но было с кем поговорить на родном языке.

35-летнего капитана Кирша назначили командиром второй роты 672-го батальона. В его подчинении 240 человек. Бойцы размещались в бараке Южного поселка (рядом с железнодорожной станцией УАЗ), а Кирш поселился в «доме легких сплавов № 2» Северного поселка (в районе бывшего кинотеатра «Исеть»).

Поселок Южный, где жили бойцы строительных батальонов (1944 год)

Батальон находился в распоряжении особой строительно-монтажной части «Уралалюминстрой», занимавшейся расширением единственного в СССР алюминиевого завода. 672-й батальон был специализированным: в нем были собраны шоферы.

Вместо боевых задач Киршу пришлось решать бытовые, воспитательные и производственные. Каждое утро он должен отправить на строительные участки нужное количество красноармейцев, без опозданий, сытыми, здоровыми, хорошо одетыми и обутыми. Где взять продукты и одежду? Как сохранить здоровье бойцов, когда рабочий день длится 14 часов, а на улице мороз до -40 градусов?

Карл Кирш хорошо справлялся с возникающими вопросами, поэтому в апреле 1942 года получил повышение – стал начальником 821-й строительной колонны. Теперь в его подчинении почти тысяча человек.

Командовать на новом месте пришлось меньше месяца. Пришел новый приказ: строительные части расформировать. Часть своих бойцов Кирш отправил на фронт, остальных передал отделу кадров «Уралалюминстроя» и навсегда покинул наш город.

Самолет У-2, на котором летал Кирш

НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД

Новое место службы – 4-я запасная авиационная бригада, командир эскадрильи. Капитан Кирш учит летчиков воевать в небе и провожает на передовую. А при встречах с авиаторами-латышами разговоры были об одном: хорошо бы собраться вместе и отправиться бить врага. Их поддержали руководители Советской Латвии. И 20 января 1943 года Генеральный штаб Красной Армии отдал распоряжение: капитану Киршу сформировать 24-ю отдельную латышскую авиационную эскадрилью.

Летать предстояло на ночных бомбардировщиках У-2. Это был учебный самолет, переоборудованный для боевых действий. Многие летчики раньше работали инструкторами в авиашколах и хорошо знали эту машину.

На аэродром в городе Иваново стали прибывать летчики, штурманы, авиамеханики, стрелки-бомбардиры. Их собралось в три раза больше, чем было нужно. Поэтому 3 июля Генштаб распорядился: на базе эскадрильи сформировать 1-й Латышский ночной бомбардировочный авиаполк. Это 160 человек и 32 самолета У-2.

Перед вылетом на боевое задание

Соседями по аэродрому оказались иностранцы. Эскадрилью «Нормандия» слава ждала впереди, а пока ее летчики проходили подготовку на истребителях Як-1. Языковой барьер не помешал латышам и французам подружиться. Их объединяло стремление поскорее закончить учебу и отправиться в бой.

Первое боевое задание латышский авиаполк выполнил в ночь с 8 на 9 октября 1943 года: разбомбил порт и флотилию немецких катеров на озере Ильмень. Латышские летчики участвовали в боях за освобождение Новгородской и Псковской областей, родной Латвии, разгроме Курляндской группировки фашистов. За освобождение латвийского города Резекне (Режица) полку было присвоено почетное наименование «Режицкий».

Командир полка К.А. Кирш (в передней кабине) и штурман полка П.Ф. Харчихин готовы вылететь на боевое задание

За время войны полк совершил 6 450 боевых вылетов, сбросил на врага тысячу тонн бомб. Латыши уничтожали самолеты на аэродромах, автомашины, артиллерию и живую силу врага, мосты, железнодорожные составы и склады. У-2 летали на разведку и фотосъемку, помогали партизанам, сбрасывали парашютистов, разбрасывали над позициями противника листовки. Командир полка лично 40 раз летал на боевые задания. 167 воинов полка награждены орденами и медалями. Боевые потери – 9 человек и 6 самолетов.

Боевое знамя полка

Закончив войну в звании подполковника, Карл Августович Кирш не оставил небо. Он был начальником аэропорта Риги, работал в Управлении гражданской авиации Латвийской ССР.

К боевым наградам добавились трудовые. Всего он удостоен семи орденов: двух Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Это значит, что список жителей нашего города, награжденных орденом Александра Невского, пополнился еще одной фамилией – латышской.

Вручение наград авиаторам полка

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39