Личное дело



На бескрылом "Аисте"


У большинства из нас при слове «пограничник» сразу возникает образ солдата-пехотинца. Этакий боец в зеленой фуражке с автоматом наперевес, держа на поводке верного Трезора, шагает вдоль границы по контрольно-следовой полосе. И с этим трудно не согласиться, ведь большая часть пограничников несли и несут службу все-таки на земле. Но есть и пограничники морские, которые охраняют водные рубежи страны. И о них мы практически ничего не знаем. В свое время послужить в морчастях погранвойск пришлось и жителю нашего города Василию КУРМАНОВУ. Накануне Дня пограничника Василий Егорович забежал в нашу редакцию, чтобы рассказать, как бдили за спокойствием государственной границы наши моряки.


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Антон ЯДРЕННИКОВ. Фото предоставлены героем публикации

В армию меня призвали в 1975 году. Офицер посмотрел мое дело и сказал – пойдешь в моряки. Это значило, что я буду служить три года. Для моряков это нормально, ведь ты же не знаешь, на каком конце земного шара тебя застанет дембель. Да и своих технических тонкостей у каждого судна много, поэтому «текучка кадров» там не нужна. Но я остался на родине – в дальнейшем мне пришлось служить морских частях погранвойск КГБ.

Службу я начал с учебки. Нас привезли в Анапу, где располагался особый учебный отряд в/ч 23 33. Это была единственная подобная учебка на весь Советский Союз. Нас - более 5 тыс. курсантов. Отслужили там полгода, обучаясь по разным специальностям.

По прошествии шести месяцев я по распределению оказался на Дальнем Востоке. Пришлось служить в городе Благовещенске на амурской базе пограничных кораблей и катеров. Я был в составе экипажа катера типа «Аист», который стоял в разведке. В экипаже, кстати, было всего два человека.

«Аист» - отличный катер. Довольно легкий, так как сделан из дюралюминия. А из-за расположенного водомета судно быстро проходило мелководье. Эти характеристики важны для катера, так как потенциальный враг мог перебраться в нашу страну в любом месте, а нам нужно его задержать. Также катер был оснащен стационарной видеокамерой и фотоаппаратами, приборами ночного виденья.

По фарватеру Амура проходит граница с Китаем. А потому китайцев мы видели нередко. Иногда они, особенно деревенские жители, откровенно наглели –бросали в наш катер камни и палки. А потому в морчасти погранвойск отбирали крепких, устойчивых парней – чтоб не поддаться на провокации.

Вдоль набережной Благовещенска стояло звено из трех пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) типа «Шмель». Вместе с нашими «Аистами» они перекрывали участок рубежа, если у пограничников срабатывала сигнализация. Также ПСКР выходили на проверку или задержание, когда советские радиолокаторы обнаруживали неизвестное судно.

Иногда между официальными лицами СССР и КНР проходили переговоры. Когда возникала такая нужда, наши поднимали на мачте «городской» заставы сигнальный переговорный флаг. Китайцы же поднимали свой. Что дальше, зависело от ситуации. Либо наш «Аист» в сопровождении китайского катера причаливал у ихнего города Хайхе, либо мы сопровождали делегацию в Благовещенск. Дипломаты обменивались рукопожатиями и уходили в дом для переговоров, чтоб обсудить возникшие проблемы.

Переговоры шли и по окончании навигации кораблей. Судна снимались с рубежей и, проходя мимо нас, давали гудок серены. Это значило, что граница пуста. Наш же катер под караулом китайцев стоял у берега сопредельного государства. А после переговоров «Аист» последним покидал водную границу.

Во время навигации звено сторожевиков-«Шмелей» стояло на слиянии Буреи и Амура. Рядом с ними – наши катера. В районе погранзаставы «Красный луч» имелась большая отмель, куда течением нередко прибивало бревна. Китайские крестьяне на джонках с маломощными моторами часто пытались утянуть к себе эти бревна. А на наших островах - собирать лечебное растение-лимонник. Нередко приходилось подниматься по тревоге и выгонять их.

У погранзаставы «Александровка» был Новосычевский перекат, довольно проблемное место. Когда Амур мелел, наши и китайские суда пришвартовывались к своим берегам и ждали, когда очистят фарватер. Для этого на воду выходило специальные техническое судно – земснаряд «Зея», который убирал песок со дна. Иногда на это уходила неделя.

Нередко в это время китайцы залезали на «Зею». Наши гражданские подавали сигнал, и Аисты» выдвигались на подмогу. Вытесняли непрошенных гостей буквально своим телом. У нас были автоматы, но по инструкции их запрещалось снимать с плеча. Китайцы же свое оружие направляли прямо на нас, провоцировали. Они и понятно – в то время там завершалась культурная революция, и между Китаем и СССР было негласное противостояние. Такие провокации могли осуществляться по нескольку раз в день.

Были «Аисты» и в секрете – мы наблюдали и записывали, чем занимаются роты «Тигров» китайского спецназа. А их создавали специально, чтобы бесшумно захватывать наши территории. Также «Аисты были задействованы для смены пограничных нарядов.

Службу я закончил в 1978 году в звании старшины 2-й статьи.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39