Разговор с психологом



Чтобы в школе было класс


Верно ли, что поход в первый класс – это стресс для ребенка, и от чего зависит адаптация к школьной жизни? Разобраться в этом нам поможет методист, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (ЦПМСС) Светлана КАРПОВА.

Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Марина КОКОРИНА. Фото Александра НЕКРАСОВА

НА СТУПЕНЬКУ ВВЕРХ

Начнем с первого вопроса: стоит ли считать переход в статус школьника стрессом? Наш эксперт считает, что это справедливо лишь для небольшого процента детей. Для ребенка нормально хотеть пойти в школу. Дети жаждут шагнуть на очередную ступень социальной лесенки: был детсадовец – стал школьник. Если такого нет, это говорит об эмоциональной незрелости.

Школа – как увеличительное стекло. Она проявит все, что родители закладывали в ребенка с первых лет жизни. Адаптация к первому классу начинается не за месяц и не за год. Есть три главных составляющих, по которым можно проследить степень готовности к школе. Если все они в норме, то ребенок сумеет сориентироваться и подставить ракетку под летящий в него мячик из задач и трудностей.

СОБЕРИ СЕБЯ САМ

Первая компонента – эмоционально-волевая. У будущего первоклассника должно быть желание стать школьником и умение волевыми усилиями ограничивать и направлять свои действия. К 7-летнему возрасту позиция «хочу – не хочу» давным-давно должна поменяться на «надо – сделаю». 

Волевые усилия формируют в первую очередь родители, своим примером. Они напрямую связаны с обязанностями по дому. Важно: обязанности должны быть регулярными. Даже в три года малыш может делать полезные дела: скажем, приносить ложечки на стол. Без этого дети не включены в систему и не чувствуют себя частью семьи, подчеркивает Светлана Карпова.

Семья же приучает ребенка к тому, чтобы жить по правилам, показывает, что можно, что нельзя. Собирать портфель тоже надо учить с самого начала. Родитель упрощает себе жизнь, забирая эту обязанность у ребенка, ведь это удобно: так быстрее и надежнее. Либо он не верит в силы своего чада. А надо-то всего лишь научить и объяснить, как узнать, что нужно взять на завтра, и ввести это в привычку.

Вторая составляющая – физическая. К поступлению в школу физическое развитие и здоровье ребенка должны соответствовать возрасту. Как правило, нужной формы ребята достигают не раньше шести с половиной лет.

На что еще тут обратить внимание? Питание. В привычной среде человек тратит сил меньше, так как обстановка ему знакома. А новая ситуация требует больших энергозатрат. Поэтому питание первоклассника должно быть полноценным.

Надо ли укладывать спать днем? Дневной сон нужен не всем детям, а просто прилечь отдохнуть после школы (без гаджетов и ТВ) первоклашке не повредит.

Огромное значение имеет режим дня. Если ребенок за ночь не восстановился, как он будет усваивать знания? В 21:30 первокласснику уже пора спать (нервная система отдыхает в часы до полуночи). Чтобы ему легко засыпалось, во-первых, такой режим должен быть ребенку привычен; во-вторых, к этому времени он должен устать физически. 

Только после этого можно говорить о третьей составляющей – когнитивной, то есть об уровне знаний. Об умении считать, качестве устной речи. У первоклашки уже достаточно развита мелкая и крупная моторика, он должен ориентироваться во временах года, месяцах и днях недели, может назвать город и страну, в которых живет.

ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА

Пример. Ребенку тяжело удержаться на одном месте и высидеть урок. Возвращаемся к эмоционально-волевой сфере: значит, дитя не умеет управлять собой. По идее, к подготовительной группе он должен уметь организованно и продуктивно включаться в занятия: слушать педагога, понимать его, отвечать на вопросы, выполнять задания. Тогда сложностей с поведением на уроках не будет, потому что его волевые процессы достаточно развиты.


Самое главное – не забыть про мотивацию, желание ребёнка стать взрослым. Она закладывается очень рано и постоянно должна подтверждаться родительским поведением


Что чадо наблюдает вокруг себя, то и становится ему образцом для жизни. Если папа и мама заняты делом, читают, работают (а не играют) на компьютере, то именно это поведение и скопирует великий подражатель. Другая ситуация – когда родители просиживают в развлечениях. Тогда заставлять ребенка читать бесполезно. Зачем, если вы этого не делаете?

Откуда еще у первоклассника берется «не хочу»? Из «не получилось». А не получилось потому, что какие-то параметры развития не дотянулись до нормы. Допустим, параметры внимания. Предшкольник должен свободно удерживать внимание на одном объекте в течение 10 минут, иначе урок пройдет для него впустую. К семи годам растущий человек должен повторить хотя бы семь из десяти названных предметов, уметь пересказывать текст и т. д.

Отклонения от нормы бывают видны уже в 4-5 лет. Это не значит, что ребенок глупее других или обделен способностями, просто ему нужна дополнительная помощь в развитии. Возможно – кратковременная. Тогда он догонит сверстников и дальше пойдет сам. Родителям важно не прозевать этот период, обращать внимание на развитие ребенка и не пренебрегать, если педагоги детского сада заметили у него какие-то особенности. Исправить шероховатости в условиях обычной дошкольной группы бывает невозможно, поэтому полезно сводить дитя к специалистам ЦПМСС. Там подскажут, как скорректировать отклонения, если они действительно имеют место. 

Даже если поводов для беспокойства нет, ничто не мешает заблаговременно показать сына или дочку грамотному психологу, который даст профессиональную оценку, готов ли он (она) к школе. Тем более что услуги центра сопровождения бесплатны. Узнать о них можно по тел. 34-79-35 и 34-70-37.

ВЫВОДЫ

Подготовка к школе начинается с трех лет. Сидеть за партой тяжело только детям, которые не приучены к правилам и не хотят управлять своим поведением (здесь мы не берем ребят с ограничениями здоровья). Это так называемое свободное воспитание, которое правильнее было бы назвать попустительством. В результате предшкольник ведет себя как трехлетка: устраивает истерики, топает ногами. Чаще всего с интеллектом у него все в порядке, плохо – с воспитанием.

Для детей, которые не посещают детский сад, может быть перед школой в течение походить в группу кратковременного пребывания. Они есть в ЦПМСС, а также в некоторых детских садах. Ребенка приводят на занятия на три часа в день (никакой платы от родителей не потребуется). В ЦПМСС, кроме программы детского сада, с ребенком занимаются психолог, логопед и дефектолог. Все занятия проводятся бесплатно.

Хорошо, если 1 сентября ребенок увидит школу не в первый раз, а до этого побывает в ней на экскурсии или на подготовительных занятиях для будущих первоклассников.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39