Рукой подать



Маминск православный


Весна окончательно вошла в свои владения, не за горами и лето. Погода радует, яркое солнце как будто намекает: хватит сидеть дома. А специально для тех, кто думает так, «Каменский рабочий» открывает новую рубрику «Рукой подать». В ней мы расскажем о… деревнях и селах нашего района. Кто как не они прекрасно подойдут для приятного времяпрепровождения: чистый воздух, быстрые реки, возможность порыбачить и сходить в лес. Каждый населенный пункт имеет свою богатую историю, памятники и природные достопримечательности. О них наши журналисты и расскажут в этой рубрике. А начнем мы с села Маминского, которое по праву именуют «православной жемчужиной КГО».
Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Весна окончательно вошла в свои владения, не за горами и лето. Погода радует, яркое солнце как будто намекает: хватит сидеть дома. А специально для тех, кто думает так, «Каменский рабочий» открывает новую рубрику «Рукой подать». В ней мы расскажем о… деревнях и селах нашего района. Кто как не они прекрасно подойдут для приятного времяпрепровождения: чистый воздух, быстрые реки, возможность порыбачить и сходить в лес. Каждый населенный пункт имеет свою богатую историю, памятники и природные достопримечательности. О них наши журналисты и расскажут в этой рубрике. А начнем мы с села Маминского, которое по праву именуют «православной жемчужиной КГО».

Село Маминское

 

Расположение от Каменска: 30 км
Население: ок. 1 700 человек
Год основания: 1682
Сообщение с городом: автобусы №№ 111 (Каменск - Стариково) и 102 (Каменск - Сосновское)
Центральные улицы: Ленина, Советская
Достопримечательности: храм Михаила-Архангела, Габиевский пруд, здания старой мельницы и купеческих особняков
Известные жители: Герой Советского Союза Виктор Чергин, художница Магдалина Мавровская
Входит в состав Маминского сельсовета

ХРАМ-МОНОЛИТ

Паломников в Маминском действительно много, и приезжают они не только из Каменска, но и из Екатеринбурга, Челябинска, Кургана. Ведь есть на селе три святыни, которые просто обязан посетить каждый гость Каменского района. И первый объект для паломничества - храм во имя Архистратига Михаила, возведенный в центре Маминского в позапрошлом веке.

Каменский рабочий

Жизнь села неразрывно связанна с этим храмом. Первая - еще деревянная - церковь появилась здесь в 1731 году. А спустя ровно век, в 1831 году, в Маминском началось строительство каменного храма. Это была не только церковь, но и памятник героям Отечественной войны 1812 года. Возведению предшествовала довольно долгая подготовка.

Перво-наперво, что сделали строители, так это насыпали искусственный холм: земля в районе Маминского была довольно плохой. Тем самым укрепился грунт, а место для будущей церкви стало высоким. Деньги на строительство поступали отовсюду. И если поначалу прихожане ходили по домам с кружкой для монет, то с 1840-х, когда золотодобыча стала здесь основным промыслом, щедрые благотворители отдавали на строительство немалые суммы. Имя каждого жертвователя впоследствии было написано на храмовой стене.

Каменский рабочий

К слову, возведением церкви занималось все мужское население тогдашнего прихода – оно должно было отработать на стройке пять дней. Стройматериалы, такие как глина для кирпичей или древесина, брались неподалеку. Вместо цементного раствора использовали пластичное известковое тесто, а для прочности кирпича при его изготовлении добавлялись куриные яйца. Впоследствии это помогло храму выстоять – когда советская власть попыталась разобрать здание на камень, монолитная кладка не поддалась. Всего для строительства храма было заготовлено 1 млн 200 кирпичей и потрачено порядка 1 млн яиц.

Та церковь, которая высится сейчас, была завершена в 1911 году с реконструкцией колокольни. Главный престол храма носил имя Архангела Михаила, левый и правый - святителя Митрофана Воронежского и мучеников Флора и Лавра соответственно. Церковь, по разным источникам, была закрыта в 1925, 1931 либо в 1937 году. Маминцы не побоялись зайти в храм, чтоб спрятать в своих домах висевшие там иконы. Сегодня некоторое образы вернулись в стены церкви.

В довоенные и военные годы здание заняли ремонтные мастерские МТС, затем - зернохранилище. В 1970-х в храме по неизвестной причине вспыхнул пожар, потушить который удалось не сразу. Больше здание не эксплуатировалось…

Новый приход Маминское обрело только в 1991 году, а с 1993 года началось посильное восстановление храма. На сегодняшний день для богослужений полностью подготовлен правый, Флоро-Лавровский, придел. Установлен иконостас и в левом, Митрофановском. На свои места выгружены купола и кресты, восстановлены утраченные барабанчики и маковки. Настелены новые крыша и пол, застеклены окна, возведены хоры для певчих. По мере сил реконструируется колокольня, и своего часа ждут несколько кампанов. Богослужения здесь проходят лишь в выходные, однако в будние дни храм открыт для верующих.

Каменский рабочий


МАМИНСКОЕ – одно из старейших сел Каменского района. Его основателем принято считать кунгурского крестьянина Игнатия Попова, прибывшего в эти места в 1682 году. Здесь у землепашца родился первенец Василий. Из-за того, что сын большую часть времени проводил с матерью, его ласково прозвали «Маменькиным сынком» (или просто Маминым), что затем и дало название будущему селу. Повзрослевший Василий женился на дочери священника из села Исток (нынешнее Троицкое), а вскоре и сам стал пресвитером. Его усилиями в Маминском была поставлена первая деревянная церковь. К слову, Василий Попов (Мамин) являлся пращуром известного писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка.
Со второй половины XIX века Маминское находилось в эпицентре золотодобычи, здесь же процветало купечество, работали кожевенное предприятие и несколько мельниц (остатки одной из них до сих пор стоят на берегу Исети), два раза в год проходили ярмарки и каждую субботу открывался базар. С 1845 года в Маминском работала школа, а с 1876 – земское училище и фельдшерский пункт. После революции в селе возникла партийная ячейка и был избран волостной совет во главе. После прихода в село белых одного из основателей ячейки, Михаила Никонова, расстреляли, а других маминцев-большевиков заживо сожгли. В годы коллективизации в Маминском открылся колхоз, продолжалась добыча золота.


Каменский рабочий

В годы Великой Отечественной войны уроженец села Виктор Чергин был призван на фронт. При форсировании Днепра он уничтожил минометный расчет немцев и отрезал путь их отступления. За этот подвиг его наградили почетным званием Героя Советского Союза.
Сегодня в Маминском проживает порядка 1 700 человек, есть электричество, центральное газоснабжение и доступ к сотовой связи. Работают четыре магазина, имеется своя пекарня. В центре села разместились детсад школа, сельсовет. Культурным центром села является Маминский ДК, где работают две библиотеки и кружки по интересам. По словам директора Людмилы Маминой, их гордостью являются участники хора русской песни, игроки в волейбол. Молодежь же любит читать рэп.


ЖУРЧИТ ВОДИЧКА

Маминское стоит на двух реках – Исети и Габиевке, причем вторая протекает в центре села. Ее изюминка - это пруд, максимальная длина которого 660 метров, а ширина – 150. Первая запруда появилась тут в 1965 году. Но весной следующего года, когда начался паводок, плотину размыло. Ее оперативно восстановили, однако в половодье 1967 года дамбу смыло вновь.

Каменский рабочий

Новая, созданная в 1968 году, функционирует по сей день. Выход из плотины образует небольшой водопад, к слову, освященный. Речка бежит здесь среди камней, которые своими очертаниями похожи на складки известняка Каменных ворот или Гребешков. На самом Габиевском пруду накануне праздника Богоявления прорубается иордань, и любой верующий может окунуться в ледяную крещенскую воду. Летом же в пруду купаются селяне и гости Маминского (для удобства там даже есть пляж), а рыбаки удят карасей и карпов.

НЕПРОСЛАВЛЕННАЯ АННУШКА

Православные верующие стремятся посетить не только местный храм, но и… сельское кладбище. На погосте, среди невысоких могилок, есть одна приметная. Это небольшая деревянная часовенка. И покоится здесь пока еще не канонизированная Церковью блаженная – схимонахиня Евфросиния.

Каменский рабочий

В миру ее звали Анной Ивановной Мезеновой. Она родилась 7 сентября 1879 года в соседнем селе Шилово в праведной богобоязненной семье. В 12 лет Аннушка совершила паломничество в Киево-Печерскую лавру. Монастырь произвел на нее сильное впечатление – девочка решилась на постриг. Но в киевской, как и в екатеринбургской Ново-Тихвинской, обители ей отказали: в России того времени запрещалось постригать девиц до 40 лет. Помог Аннушке настоятель белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Варлаам (Коноплев). После бесед с ним девушка устрожила свою жизнь и вскоре стала монахиней с новым именем Анастасия. Это был особый постриг на монашество в миру, и девушка, когда вернулась в Шилово, никому не сказала об этом.

Аннушка посещала маминский Михайло-Архангельский храм в обычной одежде (а ходила туда она каждый день), но на домашнюю молитву вставала в полном монашеском облачении. Будучи совсем молодой, Аннушка по благословению отца Варлаама стала принимать людей для духовного наставления. И желающих оказалось много: нередко они полностью занимали большую поляну за ее домом. Монахиня выходила к людям с книгой в руках, читала вслух, затем выслушивала вопросы и отвечала. Со временем люди стали замечать в ней дар прозорливости и исцеления по молитвам.

Каменский рабочий

Жизнь Аннушки оказалась недолгой, всего 40 лет. Перед смертью ее постригли в схиму с именем Евфросиния. Скончалась она 25 октября 1918 года. После смерти о блаженной Аннушке не забыли. В 1952 году, когда состоялось перезахоронение ее останков, верующие, в надежде на исцеление, проползали под ее гробом, отрывали от домовины кусочки материи. К слову, советская власть пыталась максимально скрыть факт перезахоронения, но на деле перенос останков перерос в массовую процессию. По воспоминаниям верующих, в тот день от гроба блаженной исходил запах миро…

И сегодня к Аннушке по-прежнему обращаются в молитве. 25 октября и 31 мая после торжественного богослужения в Михайло-Архангельской церкви на кладбище служится панихида. А случаи чудес по молитвам матушке Евфросинии фиксирует в особой тетради теперешний настоятель храма отец Вячеслав Максимов.

МУЧЕНИЧЕСКАЯ КРОВЬ

Есть в Маминском еще одна святыня, о которой пока мало кто знает. Хотя под святыней именно с религиозной точки зрения ее понимать не стоит, скорее она – историческая реликвия. Это нательная рубаха священника из села Исетского Александра Мокроусова. Именно в ней батюшка был расстрелян большевиками.

Каменский рабочий

Он стал одним из первых священников, кого коснулись репрессии духовенства. В тот день, 15 июля 1918 года, в дом отца Александра вошли вооруженные люди. Тот предложил бойцам пообедать, и только после трапезы солдаты объявили, что пришли для ареста священника. Под предлогом доставить его к начальству, отца Александра завели в овраг, где жестоко избили, а после, вскинув винтовку, приказали бежать. Когда батюшка неспешно пошел от солдат, за его спиной спустили курок. Александр Мокроусов стал мучеником за веру, хотя и не канонизированным РПЦ. Нательное белье со следами от пуль и крови в 2016 году привезли в Маминское потомки тогдашнего настоятеля Михайло-Архангельского храма Константина Мавровского, отца известной в СССР художницы Магдалины Мавровской. Ее бережно хранила жена отца Константина - Анна Алексеевна. Спустя почти сто лет рубаха убитого иерея Александра вновь оказалась на Урале.

Каменский рабочий

Автор: Антон ЯДРЕННИКОВ. Фото Александра НЕКРАСОВА и пресс-службы Каменской епархии

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39