Рукой подать



Зырянка: ближнее зарубежье


Нынешний материал нашей рубрики «Рукой подать» – особенный. Во-первых, он юбилейный, десятый по счету. Во-вторых, последний в этом году. До следующей весны рубрика уходит в отпуск. Свой мини-юбилей мы решили отметить поездкой не в села КГО, и даже не Свердловской области. Мы отправились в Зырянку, село, расположенное на территории соседней Курганской области.
Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Автор: Антон ЯДРЕННИКОВ. Фото автора

Село Зырянка

Расположение от Каменска: 50 км
Население: ок. 200 человек
Год основания: ок. 1709
Сообщение с Каменском: Автобус №118 (Каменск-Зырянка) 
Центральные улицы: Ленина, Советская 
Достопримечательности: заброшенные здания Богоявленского храма и приходской школы, скала Иванов Камень, река Синара 
Известные жители: купец Фигусов
Входит в состав Зырянской сельской администрации

СЕЛЬСКИЙ БАНК

Сегодняшняя Зырянка - умиротворенное село, стоящее вдали от больших дорог. Тишину нарушают лишь звуки проходящих за рекой грузовиков, да редкие взрывы на щебеночном карьере. Зато раньше здесь кипела жизнь. Зырянка растянулась на один километр вдоль реки Синары, тут стояли крестьянские дома и купеческие особняки, на центральной площади проводились ярмарки.

Смотришь на Зырянку сегодня и удивляешься – неужели все это раньше было? Ведь о тех временах ничего не напоминает. Практически ничего.

Например, не в каждом селе был банк. А в Зырянке был! Правде теперь его здание используют по другому назначению – там расположился клуб. Банк (или как тогда говорили, кредитное товарищество) стал для села необходимостью: здесь процветало купечество, да и сборы урожая были огромными. Здание банка выполнено по тогдашней моде – в стиле кирпичного кружева. «Внутрянка» также декорировалась ажурными карнизами и полуколоннами. Для отопления помещений стояло несколько печей-голандок. После революции здание передали крестьянству, и до сегодняшнего дня оно используется как клуб.

В ЦЕНТРЕ

Центральная площади Зырянки носит имя Октября. Раньше она называлась Ярморочной или Предтеченской, и одно не исключало другого: два раза в год в селе проходили крупные ярмарки, одна из которых – на праздник Зачатия Иоанна Предтечи (23 сентября). Вокруг площади стояло как минимум восемь купеческих особняков, один из которых сохранился и поныне. Сейчас в нем магазин. В былые времена лавку совмещали с жилым домом. Хозяин, купец Фигусов, позаботился не только о личном уюте, но и о том, чтобы облик дома не выделялся из общей концепции улицы. Раз он стоял по соседству с Богоявленским храмом, то стены здания украшались «христианским» декором – крестами.

А площадь и сегодня используют для народных гуляний. Ярмарки, конечно, уже не проводятся, но на 9 Мая или День села народу здесь предостаточно.

Мало кто помнит, но на этой же площади не только гуляли, но и учиняли расправы. В 1918 году, когда в село вошли белые, они устроили здесь показательную порку. Как вспоминал в своих дневниках будущий маршал Филипп Голиков, «[жену местного большевика]Анну Васильевну бандиты избивали неоднократно. Первый раз - прямо на площади. Ударами тяжелой плети насмерть засекли шестимесячную девочку, которую она держала на руках. Женщину терзали до того, что она потеряла сознание».

ЗЫРЯНКАсело Катайского района Курганской области. Его основали между 1709 и 1719 годами катайцы Тимофей Зырянов и сыновья. Однако доподлинно известно, что жизнь в этих местах кипела и намного раньше – в окрестностях села археологами было найдено человеческое жилище эпохи Бронзового века. Тем не менее, люди начали основательно закрепляться здесь лишь в XVIII веке. В 1727 году деревню решили преобразовать в острог, который бы защитил крестьян Каменского Завода от нападения аборигенов. Строительство крепостных стен растянулось на семь лет, а спустя еще 18 лет острог оказался ненужным. Зырянка превратилась в слободу.

Крестьяне занимались хлебопашеством, кузнечным ремеслом, выделкой кож и валянием. Также жители производили кирпич и известь – окрестности села были богаты необходимыми ископаемыми. В 1782 году в селе был возведен каменный Свято-Сергиевский храм, второй по счету – прежний, деревянный, погиб в пожаре годом ранее. Спустя почти век, в 1880 году здание разобрали, а кирпич пустили на строительство новой трехпрестольной Богоявленской церкви.

Зырянка слыла богатым селом. Здесь расположилось правление волости, два раза в год проходили трехдневные ярмарки. На каждую из них торговцы привозили до 3 тыс пудов различных товаров.

После революции 1917 года в селе пошли волнения. Жители, поддерживающие царский режим, обратились к казакам атамана Андрея Дутова с просьбой помочь. Белоармейцы прибыли в Зырянку довольно быстро и пробыли в ней год, с 1918 по 1919. К селянам, как и жителям ближних деревень, поддерживающим красных, были применены репрессии. Многие из этих случаев описаны в дневниках уроженца деревни Борисовой и будущего маршала Советского Союза Филиппа Голикова.

В 1919 году Советская власть была восстановлена. После вынужденной продразверстки волость взяла курс на улучшение сельского хозяйства. Здесь поэтапно создавались с/х-кооператив, коммуна и колхоз «Красные Орлы». В 1936 году для их целей была закрыта Богоявленская церковь, которую переделали в зернохранилище.

В годы Второй мировой на зырянских полях выращивали рожь и пшеницу для фронта, школьники собирали лекарственные травы. Также здесь работала школа, больница, магазин и мастерская по ремонту примусов. Также Зырянка принимала к себе эвакуированных детей из блокадного Ленинграда.

В послевоенные годы в Зырянке продолжала развиваться сельскохозяйственная отрасль. Помимо зерна тут выращивали свинину. Сегодня об этом напоминают руины здания свинофермы.

В наши дни население Зырянки сокращается. Молодежь стремиться в город, детей школьного возраста очень мало. Своей школы в селенет, и они ездят на уроки в соседнее село Вернеключевское. В домах проведено электричество, есть мобильная связь, продолжается решаться вопрос о возведении газопровода. Работают магазин, почта и местный дом культуры. Основным местом работы является щебеночный карьер на противоположном берегу реки Синары.

ХРИСТИАНСКОЕ «НАСЛЕДИЕ»

Неподалеку от площади высился жемчужина Зырянки – Богоявленская церковь. Здание и поныне восхищает своей внешностью – редко где на селе встретишь грандиозный трехпрестольный храм, сочетающий в себе сразу несколько стилей. Правда кто его создатель – неизвестно. Отсюда появляются догадки, что им стал небезызвестный архитектор Михаил Малахов, а все художественное литье, включая плиты пола и оконные решетки производились на Каменском заводе.

В 1826 году по благословлению епископа Пермского Иустина был заложен первый камень зырянской церкви. Строительство храма в стиле классицизм относилось к числу масштабных. Стройматериал брали на близлежащих территориях, благо она до сих пор богата полезными ископаемыми. Для прочности в каждый кирпич вбивали по одному куриному яйцу, после чего особым образом обжигали. С внешней стороны храм отделан известковой штукатуркой, которая сегодня частично осыпалась. Кстати, народная память сохранила имя Ивана Тарасимовича Усольцева. Этот человек в ХХ в. занимался побелкой здания. В 1886 году из-за нехватки места к основному приделу были пристроены еще два. Южный назвали Введенским, северный – Свято-Георгиевским. Высота храма вместе с крестом колокольни составляла 70 метров, высота «западного» распятия - 7 метров, а вес – 7 центнеров. Для прохода на звонницу было построено 17 лестниц. В 1936 году Богоявленская церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. Сушилке понадобилось два этажа. Чтоб наладить их, балки перекрытий вмуровывали прямо во фрески. Элеватор был закрыт после пожара.

Купола храма были обиты металлическими листами. Еще до войны местный тракторист сорвал один из них, дабы приспособить под хозяйственные нужды. Тем самым парень оголил деревянную балку каркаса купола звонницы. В начале июля 1976 года в регионе бушевала гроза. И надо такому случиться – молния попала четко в оголенную отдушину. Купол загорелся и под тяжестью чугунного креста упал на перекрытия звонницы. Те тоже не выдержали веса и сломались. Огонь перекинулся на здание храма. Говорят, то в пламени погибло много зерна. 
После закрытия храм остался заброшенным. Сегодня его облюбовал домашний скот, прячущийся в церкви от палящего летнего зноя. Полы устланы навозом. Уцелевшие от пожара стены исписаны надписями, вроде «Тут был Вася» или «Петя любит Юру». Нетронутыми остались лишь фрески, написанные на высоте, недоступной для человека. Часть росписи можно наблюдать на месте алтаря правого придела. Под куполом остался нетронутым еще один раритет – навершие иконостаса. 

На огромной территории у северного придела некогда находилось сельское кладбище. Сейчас там огороды, и хозяева земель периодически натыкались на старые кости. Распоряжались с ними просто – выбрасывали. Был даже такой случай, когда на перилах моста через реку Синару рядком стояли пять человеческих черепов. Просто так.

Недалеко от храмового алтаря - большой деревянный дом. Он сразу привлекает внимание резными наличниками и карнизами. Здесь находится Зырянский сельсовет. А в начале ХХ века тут обитало местное духовенство. Филипп Голиков даже называл имя хозяина – дьякон Поляков. За зданием сельсовета и бывшим огородом находится спуск в лог, на дне которого – уже поросший травой и обмелевший пруд. Во времена Полякова пруд чистился, был глубоким и, как рассказывали старожилы, здесь водилась рыба. И если поп не сидел на берегу с удочкой, то его маленькие дочери рассекали водную гладь на небольшой лодке.

В ЛЕСАХ

Зырянские леса по-своему хороши. На западной стороне находится памятник природы Иванов Камень (о его посещении мы писали в номере «КР» за 5 октября 2017 года – ред.) и агатовые копи. Там и сегодня можно встретить геологов-любителей.

Но в «восточных» лесах не менее красиво. Практически с самого начала Бардадынки («микрорайона» у ул. Мира) гостей встречает лог, называемый за глаза Реликтовым. Все дело – в папоротниках, огромное количество которых расположилось на дне. Подобраться к ним проблематично – спуск в лог очень крутой. Зато, когда смотришь на ветки папоротника свысока, создается ощущение, что из зарослей вот-вот появятся диплодок или трицератопс. Протяженность Реликтового лога – более километра, за ним поле, где в прошлом стояла деревня Сергина. Сегодня на этой территории проходят гонки «Катайск-Трофи». Если обойти это поле и спуститься к реке, то можно наткнуться на остатки бывшей плотины. На противоположном берегу, в деревне Борисовой находилась мельница, и запруду возвели для правильной работы мельничного колеса и жернов. Сейчас о плотине напоминают лишь гигантские камни, через которые Синара пробила себе путь. Место запруды можно определить по характерному звуку переливов. А еще в восточных лесах Зырянки есть свой курган. Но где он конкретно? Этого я пока не знаю.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39