Читательский номер

Спецпроект "Каменского рабочего"


«Критику просят прекратить»


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Моим учителем и наставником был Виктор Котельников, который в свое время работал ведущим художником УАЗа. Но познакомились мы еще до этого. В 1954 году я только-только закончил седьмой класс и начал работать в кинотеатре имени Кирова – помогал киномеханикам. Тогда это был единственный кинотеатр в городе («Исеть» построили позже), он размещался в старой части города, в здании бывших провиантских складов. Виктор Николаевич оформлял здесь киноафиши, а я любил в школе рисовать. Зашел к нему в мастерскую раз-другой.

Он предложил и мне попробовать. И я написал одну рекламу, потом вторую… И так пошло. Котельников мне подсказывал и поправлял. Он очень строго относился к рисунку. Иногда подойдет, перевернет мою афишу «верх ногами» – и сразу огрехи становятся заметны. Такой прием.

Виктор Николаевич тогда был еще студентом художественного училища и приезжал в Каменск работать только на полтора месяца. Потом нужно было возвращаться, но кто будет работать? Директор не смогла найти замену.

– Полина Степановна, вот вам готовый художник, – сказал тогда Котельников и показал на меня.

Я стал писать и первый месяц работал без оформления. В августе 1954 года меня устроили официально. Так я в 16 лет получил интересную работу. Ни одного замечания не было. Делал афиши к фильмам «Запасной игрок» с Вициным, «Драгоценный подарок», «Первые радости» и многих других.

Конечно, я смотрел и сами фильмы. Да и театр очень любил, который размещался в том же здании. Часто бывал на генеральных репетициях и сдаче спектаклей.

Редакция «Каменского рабочего» тоже тогда находилась в Старом Каменске. Художников в городе было мало и однажды ко мне пришел редактор «КР» Александр Казанцев.

Газету тогда обязали рассказывать о проблемах в сельской местности. Дело в том, что районное издание «Пламя» еще не выходило. Казанцев дал мне тексты – по ним нужно было составить карикатуры. Сказал, что нужно уложится в неделю. Я согласился. Пришлось проявить фантазию и аккуратность: мои афиши были размером два на полтора метра, а здесь понадобились маленькие рисунки заданного размера. Не размахнешься.

Каменский рабочий
 

Я сделал рисунки и отдал редакции. Спустя время редактор принес мне первый выпуск «Вилы в бок» – это было приложение к «Каменскому рабочему». И вручил новые тексты. Так мы и работали. Правда, в итоге вышло только два номера. Карикатуры для третьей газеты я начал готовить и почти сделал, но пришел редактор и объяснил, что теперь рисунки не нужны: «Коля, товарищи из сельской местности обратились в райком партии, просят прекратить критику. Говорят, что работать не могут из-за этого, над ними смеются». Критика подействовала. Карикатуры ведь были прямые – с именами и фамилиями директоров колхозов и совхозов, бригадиров и других руководящих работников. Правда, сейчас смотрю на эти рисунки и понимаю, что они получились слабыми – опыта было еще маловато. Еще интересный случай расскажу. В кинотеатр приехала какая-то комиссия из области. Сказали: «Кинотеатр имени Кирова, а портрета Кирова нет». Обратились к Николаю Александровичу Петрову – он был единственным в городе художником, которому разрешалось рисовать Ленина, Сталина и других партийных деятелей. И вскоре сделал портрет Кирова – метра два на полтора. Принимать картину пришли больше десятка человек из горкома и других органов. К лицу замечаний не было, но к другим деталям стали придираться – пуговичка на пиджаке не понравилась и еще кое-что по мелочи. Петров пообещал, что исправит.

Каменский рабочий
 

Ему дали две недели на переделку. Портрет он принес ко мне в мастерскую, поставил лицом к стене и ушел. Вернулся ровно через две недели.

– Олифа есть? – спрашивает. Взял олифу, ватный тампончик, быстро потер тут и там на картине… Та же комиссия потом сказала: «Ну вот, другое дело!»

Художником в кинотеатре имени Кирова я работал до 1957 года – пока не ушел в армию. Тогда брали с 19 лет. Служил я, кстати, в Кремле. У меня есть редкая фотография: строительство Кремлевского дворца съездов. Сам снимал.

Когда спрашивают, кто меня пустил, объясняю, что это во время службы было. Даже видел один раз Хрущева. Был, кажется, пленум, и они вышли группой, посмотрели стройку и стали подниматься по лестнице. Потом кто-то из рабочих сказал: «Да это же Хрущев!»

Когда вернулся из армии, Виктор Котельников уже трудился в кинотеатре имени Кирова. Меня же определили в клуб ОЦМ. Но скоро, в феврале 1961 года, я перешел на трубный завод. Там проработал художником долгие годы. Потом времена изменились и последние 12 лет до выхода на пенсию я был слесарем.

Живопись забросил, конечно, но позже понемногу стал к ней возвращаться. Принимал участие в городских художественных выставках. И сейчас пишу одну картину, но думаю, что она будет последней – все-таки возраст, мне через два месяца исполнится 80 лет.

Автор: Николай ЛАГУТКИН. Фото из архива «КР»

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39