Своё, родное



Мосты нашей памяти


Если взять и составить список общегородских каменских мечтаний, то, пожалуй, первое место займет новый мост через Исеть. Грезить нам еще неизвестно сколько. Поэтому предлагаем пока отдать дань уважения тем переправам, которые у города уже есть. Бьемся об заклад, вы и не представляете, сколько их. Все-все-все не перечислить. Но у каждого моста – своя большая история.

Автор: Материалы подготовил Александр НЕКРАСОВ. Редакция благодарит Любовь Зенкову, старшего научного сотрудника городского краеведческого музея, за помощь в подготовке материала.



Самые важные: Байновский мост


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Байновский мост в его нынешнем виде появился в конце 1950-х годов, после капитальной реконструкции старого. Этот мост – одна из главных (и болезненных) точек города. Неудивительно, что он помнит много историй, в том числе и трагических. В 1970-х годах здесь решил свести счеты с жизнью один бульдозерист. Пробил перила и ухнул в реку. Говорят, даже не пытался выбраться из кабины, так и погиб. Когда машину с телом поднимали со дна, узнали глубину Исети в этом месте – девять метров. Сейчас, вероятно, она уже меньше.

Самые важные: Волковская плотина


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Ее построили в 1938 году. Каменск захватила волна индустриализации, строящемуся Уральскому алюминиевому заводу нужна была ТЭЦ. Это была первая бетонная плотина на Урале. После ее постройки уровень воды в Исети значительно поднялся. А когда-то нашу реку можно было спокойно переходить вброд.

Самые важные: Железнодорожный мост


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Железнодорожный мост понадобился, когда появилась новая железнодорожная ветка между Каменском-Уральским и Челябинском. Первый поезд прошел здесь в предвоенном 1940 году. Автором проекта выступил Василий Росновский, применив новаторскую для того времени технологию: стальные пояса арок заполнили бетоном. Кроме того, ни одна опора моста не касается воды. Получилось не просто надежно – красиво. Мост получил прозвание «бабочка».

Самые важные: Пешеходный мост


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Этот мост уже несколько десятков лет радует горожан. Теплыми летними вечерами здесь всегда многолюдно. Многие молодожены крепят на перила замок как символ семейного счастья. А старожилы вспоминают, что некоторые наглецы ухитрялись пересекать мост на машине. Дело это, конечно, не поощрялось, но приличные ограждения поставили не сразу.

Мосты, которых нет: Понтонный мост


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

В 1992 году Байновский мост решили ремонтировать. Рядом наладили понтонную переправу. Движение машин пустили по ней (с серьезными ограничениями). «Безлошадные» каменцы ходили из одного района в другой пешком. Но обиднее всего было вот что: главную транспортную артерию города пережали аж на два месяца, но к ремонту приступили далеко не сразу. Наша газета тогда шутила: «Догадался бы кто поставить на мосту какого-нибудь дядьку с кувалдой, который хоть бы для видимости ею стучал». Какой-никакой, но понтонный мостик тогда хорошо послужил городу, и его многие вспоминают с теплотой.

Мосты, которых нет: Трамвайный мост


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Для многих не секрет, что отцы города когда-то мечтали пустить в Каменске трамвай. И даже кое-что успели для этого сделать. Трассу утвердили еще в военном 1944-м году. Трамвай должен был перебегать Исеть по старому железнодорожному мосту – недалеко от нынешнего пешеходного в Красногорском районе. Даже вагоны в город привезли и начали строительство. Но не случилось… От идеи отказались, зато пустили троллейбус. А старый железнодорожный мост был сильно потревожен ледоходом и его разобрали. Кстати, об истории несбывшегося каменского трамвая «КР» подробно писал в номере от 12 мая 2011 г., на 8 и 9 страницах.

Самые старые: Плотина


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Плотина, построенная еще в 1701 году, не только дала жизнь городу, но и за три века прочно вписалась в быт каменцев. В свое время она соединяла два жилых района, здесь вполне могли назначать встречи. В пруду плавали, поили лошадей, стирали. Правда, вешняя вода постоянно наносила урон плотине. И когда в 1912 году власти решили сооружение разобрать, местные жители горячо запротестовали. В конце концов, плотину каменцы отстояли. Чуть раньше, в 1910 году, у нас побывал Сергей Прокудин-Горский и сделал свои знаменитые цветные снимки, в том числе и нашего пруда.

Самые старые: Мост через Каменку на ул. Ленина


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Когда-то здесь стоял деревянный мост, он есть на старых картах Каменского завода. Точно неизвестно, но вполне вероятно, что первыми строителями были монахи Далматовского монастыря, которые первыми заселили Каменку. В 1903 году выстроили новый двухпролетный мост. Он облицован блоками серого гранита с грубо сколотой поверхностью. Чтобы разглядеть красоту этого моста, нужно постараться – спуститься вниз к самой реке.

Пешеходный мостик через Каменку тоже один из старейших в Каменске – переправа здесь была еще в начале XVIII века, чему есть подтверждение на старых картах.


Подвесные


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

«Висячие» мосты появились в Каменске и его окрестностях уже при советской власти. Их в городе и Каменском районе несколько. Например, один соединяет поселки трубников и Ленинский. Другой, более короткий, пересекает Каменку в районе д. Новый Завод. Еще один переброшен от пос. Мартюш к старой части города. Любопытно, что, когда несколько лет назад по Исети стал ходить речной трамвайчик, этот мост стал ему преградой – некоторые звенья пришлось поднять и сделать «ворота».

Горбатый


Каменский рабочий, Каменск-Уральский

Догадаться, почему каменцы называют этот мост «горбатым», нетрудно - он дугой нависает над железной дорогой. Путепровод построили в 1957 году. И далеко не только ради удобства автомобилей и пешеходов. Дело в том, что в Каменске-Уральском запускалось троллейбусное движение. К тому времени «рогатые» уже курсировали между пос. Чкаловским и УАЗом, нужен был новый маршрут – до железнодорожного вокзала, который пролегал по ул. Алюминиевой.

Расскажите о нас!

Адрес

Редакция: 623400, г. Каменск-Уральский, ул. Чайковского, 29   Юридический адрес:
623400, Свердловская обл.,
г. Каменск-Уральский,
ул. Ленина, 3              

Контакты

Email: report@kamensktel.ru         
Телефон: +7 (3439) 39-88-39